НОД по физическому развитию на тему "Путешествие к народам Приамурья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель:

  • Познакомить детей с местными национальностями, населяющими Приамурье, их культурой, обычаями, традициями.
  • Разучить национальные игры, закрепить правила.

Развивающие задачи:

  • Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, волевые качества.

Воспитательные задачи:

  • Прививать любовь к родному краю, народному творчеству.

Оборудование: презентация “Народы Приамурья”, спортивное оборудование.

Ход занятия

Под музыкальное сопровождение дети входят в зал. Останавливаются.

1 ребенок:

Привет, дружище Приамурье!
Мой край красивый и родной!

2 ребенок:

Здесь я расту твоей былинкой,
Любуюсь небом и тайгой!

3 ребенок:

Грибами пахнет и брусникой,
Снуют трудяги муравьи!

4 ребенок:

Бегут ручьи, кристально чистые
В могучую реку Амур

5 ребенок:

Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать его.

6 ребенок:

Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..

Воспитатель:

Приамурье – это за Амуром,
Это там где сопки и тайга,
Это там где снег по перевалам,
Где зимой беснуется пурга...
Придет весна и все проснется
Настанет праздник для души
И все живое встрепенется
И зазвенит в лесной глуши

И вот в этом дивном краю , на высоком берегу могучей реки живописно раскинулось древнее нанайское село с красивым названием – Сикачи - Алян. В переводе с нанайского “сакачи”– поселение между двух утесов, “алян”– залив. И сегодня мы отправимся в путешествие в этот поселок. Мы пойдем пешком. Приготовитесь.

Упражнения в ходьбе и беге:

“По полю, по дорожке”. Ходьба гимнастическим шагом.

“Через болото, по кочкам”. Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе.

- “По мостику, через ручеек”. Ходьба на носках, руки в сторону.

“Поднимаемся на сопку” Ходьба с опорой на ступни и ладони.

“Спускаемся с сопки”. Ходьба с полувыпадами, руки на поясе, с поворотом туловища на каждый шаг вправо, влево.

“По полю по дорожке” Ходьба гимнастическим шагом.

“Через овраги”. Бег широким шагом.

“По проселочной дороге” Бег мелким шагом.

Ходьба с выполнением дыхательных упражнений

(Слайд №1)

Воспитатель: Вот мы и добрались с вами. Встречают нас жители этого села- нанайцы и говоря нам – “Бачигоапу!”, что по-нанайски означает “Здравствуйте!”

Нанайцы - хорошие охотники и рыбаки. Это очень дружный, выносливый и веселый народ. На большие праздники они собираются все вместе – поют, танцуют национальные танцы и играют в разные игры. А вы хотите поиграть?

(Слайд №2)

Но сначала сделаем разминку:

Комплекс ОРУ

Фонетическая гимнастика “Веселые ребята”

Мы ловкие, смелые, быстрые, умелые.

Любим спортом заниматься и конечно же, смеяться.

Как мы смеёмся? “Ха-ха-ха!”

(слова “Ха-ха-ха!” дети произносят на длительном выдохе)

Упражнение повторяется 2 раза.

“Растягивание резины”.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки перед грудью сжаты в кулаки.

1,2 – развести руки в стороны, вдох.

3,4 – вернуться в И.п., выдох. Упражнение повторить 5-6 раз

“Наклоны в стороны”.

И.п. – стоя на коленях, руки на поясе.

1,2 – наклониться вправо.

3,4 – и.п.

То же влево. Упражнение повторить 3-4 раза

“Хлопок под коленом”. И.п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1 - поднять левую согнутую ногу и хлопнуть под коленом, сказать: “Хлоп!”

2 - вернуться в И.п.

3,4 – тоже правой ногой.

Упражнение повторить 3-4 раза

Присядь – наклонись”.

И.п. – основная стойка, руки полочкой за спиной.

1- присесть на носки с прямой спиной, разводя колени, руки вперед.

2- выпрямить ноги, наклоняясь вперед, отводя руки назад, голова – прямо.

3- присесть, руки вперед.

4- И.п.

Упражнение повторить 6-8 раз

“Сесть–лечь”

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1,2 – сесть, руки вытянуты вперед, сказать: “Сели!”

3,4 – И.п.

Упражнение повторить 5-6 раз

“Попрыгай - повернись”.

И.п. – ноги вместе, руки на поясе.

1-3 – прыжки на двух ногах.

4- прыжком повернуться на 90 градусов вправо.

После поворота на 360 градусов, то же выполнить влево.

Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба на месте с выполнением дыхательных упражнений.

Воспитатель: Мышцы разогрели и готовы играть.

Основными занятиями мужчин в этом селении были охота и рыбная ловля.

(Слайд №3)

Одной из любимых промысловых охотничьих игр была игра “Охота на уток” – Гаса ваайцаори. Я предлагаю вам в нею поиграть.

Правила игры: на полу чертится круги круг, обозначавший озеро. Неподалеку, в лесу, в кустарнике, прячутся охотники. Дети, изображавшие “уток”, сидят на корточках и громко крякают, искусно подражая настоящим уткам. По условному сигналу “утки” поднимаются и “летят” к озеру. Скрывающийся “охотники” бросают в бегущих мячи, “осаливая уток”.

Охотников выберем при помощи считалки:

Шла машина из Тунгира,
Потеряла 2 корзины,
Кто найдет – тот вон пойдет!

(Слайд №4)

Воспитатель: Рыба для нанайцев, что для русских хлеб. Нет рыбы , нет жизни.

Следующая игра “Рыбаки и рыбки”

Правила игры: на полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

А сейчас игра-поединок “Перетягивание каната”.

Ни один национальный праздник не обходился без этого увлекательного и сегодня поединка. По своему содержанию “Перетягивание каната” представляет собой имитацию вытаскивания невода с рыбой. У нанайцев невод тянули двумя способами: веревками через плечо и веревками впереди себя. Так же перетягивают и канат.

Нам необходимо поделиться на две команды. (Дети строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый, второй)

(Слайд №5)

Воспитатель: Нанайцы верили в разных богов, в разных духов. А , чтобы отогнать злых и умаслить добрых духов, а также в случае болезни за помощью всегда обращались к шаману, который надевал специальный пояс весом до 12 кг, брал в руки бубен и начинал действовать.

Следующая игра “Белый шаман”.

Правила игры: играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится - на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

(Слайд №6)

Воспитатель: все это уже в прошлом. И как весточка из прошлого в этом поселке археологами были обнаружены наскальные рисунки – петроглифы.

В древней нанайской легенде говорится, что давным- давно на Земле было не одно, а три солнца. Было так жарко, что вода в Амуре кипела, камни же были мягкими, как воск. Трудно тогда жилось людям: зверя осталось совсем мало, а рыба умирала от жары.

И сказал тогда охотник по имени Кадо: “Есть три солнца на небе. Жить слишком горячо. Я хочу застрелить два солнца”.

Взяв лук со стрелами , он пошел к восходу солнца. Там вырыл яму и, спрятавшись в ней , затаился. Когда взошло первое солнце, Кадо меткой стрелой сбил его. Во второе солнце он не попал, но зато третье последовало за первым. Осталось на небе только одно среднее солнце. И пока камни еще не остыли, люди в память о победе Кадо нарисовали на них изображения разных зверей и птиц. Потом камни стали твердыми.

Так легенда объясняет происхождение наскальных рисунков у села Сикачи-Алян. Умелыми сильными руками древних талантливых художников выбиты изображения птиц, зверей , рыб, людей на сикачи-алянских базальтах, образовавшихся некогда в результате извержения вулкана. Когда-то давно нанайцы приходили к камням, чтобы задобрить духов или просить о помощи. А сейчас приезжают люди из разных уголков света, чтобы ими полюбоваться.

(Слайды №6, № 7)

Воспитатель: поиграем в еще одну игру, называются она “Солнце”.

Правила игры: играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие.

Ребята, вам понравилось? Где мы побывали? А в какие игры поиграли? И в память о нашем путешествии я вам дарю открытки и изображением петроглифов.