Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопросы "что делает?", "что делаем?", "что сделал?"

Разделы: Начальная школа


Программа: “Начальная школа XXI века”.

Цель: познакомить учащихся с группой слов, которые отвечают на вопросы “что делать?”, “что делает?”, “что делаем?”, “что сделал?” и называют действие (слова-действия).

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Задачи:

Образовательная 

  • уметь выделять слова, которые указывают на действие и отвечают на вопросы “что делает?”, “что делают?”...;
  • обогащать словарный запас учащихся (разнообразие профессий);
  • продолжить работу по формированию навыка правописания словарных слов.

Развивающая

  • формировать умение ставить вопросы к словам- названиям, словам-признакам и словам- действиям;
  • развивать логическое мышление и грамотную речь.

Воспитывающая

  • рассказать учащимся о разнообразии профессий, воспитывать уважение к людям любой профессии;
  • воспитывать культуру общения, умение сопереживать, помогать друг другу.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения отличать слова-действия, которые отвечают на вопросы “что делает? что делать? что делают?”, от слов- названий предметов и слов-признаков.

Метапредметные

  • Регулятивные – умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, соблюдать правила речевого этикета, прислушиваться к мнению учителя и одноклассников.
  • Познавательные – умение выделять группы слов в составе русского языка, которые имеют общее значение и вопрос (слова- названия, слова- признаки, слова-действия).
  • Коммуникативные – умение строить высказывания, задавать вопросы, умение слышать и слушать.
  • Личностные – умение соблюдать правила поведения, осуществлять самоконтроль, проявлять терпение и усердие в овладении новыми знаниями.

Оборудование: учебник, тетрадь, средства ТСО, конверты с заданием, смайлики, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. ( Слайд №1-2) Приложение 1

- Прозвенел сейчас звонок -
Это начался урок.
Занимайте все места
И послушайте меня.

II. Подготовительный этап. (Слайд №3)

“Чем пахнут ремесла” (читает учитель)

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый, —
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Автор: Дж. Родари

- Что я вам сейчас прочитала?

- О чём это произведение?

- Что такое “ремёсла”? Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. “Толковый словарь” Ремесло- 1. Профессиональное занятие — изготовление изделий ручным способом.

2. Профессия, занятие (разг.).

Какие профессии упоминались в этом стихотворении? ( Маляр, стекольщик, доктор, кондитер...)

- Что вы знаете об этих профессиях?

- Какие профессии вам незнакомы?

- Обратимся к нашему “Толковому словарю”.

“Толковый словарь” (С. И. Ожегова) (Слайд №4)

Маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

Стекольщик - рабочий, занимающийся вставкой стекол в окна и двери.

Кондитер - работник, изготовляющий кондитерские изделия (сладкие блюда)

- А кто такой “лодырь” ? (Слайд №5)

Лодырь - лентяй и бездельник.

- Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О разных профессиях).

III. Минутка чистописания.

- Хочу вам рассказать об уникальной профессии “каллиграф”. Кто это?

“Толковый словарь” (С. И. Ожегова) (Слайд №6)

Каллиграфия - это искусство чёткого и красивого письма.

Каллиграф - человек, который пишет аккуратно, чётко и красиво.

- Где сейчас можно встретить людей этой профессии? При оформлении рукописных документов, праздничных открыток, рекламных стендов, т.е. там, где нужно писать чётко, красиво и разборчиво.

- Я предлагаю вам сегодня почувствовать себя в роли каллиграфа. Открываем ваши рабочие тетради. Записываем число. Обратите внимание на орфограммы при записи названия месяца. Пишите чётко и красиво.

- Сегодня мы будем прописывать букву... ( Слайд №7-8 )

Загадка:

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышу только.....(у-у-у)  (Артикуляционная гимнастика)
(Автор:И. Агеева, А. Хребтюгов )

- Возьмите ручку. Вспомните, как нужно сидеть во время письма, как должна лежать тетрадь.

- Кто закончил работу, возьмите карандаш и подчеркните самые красивые буквы.

- У кого таких букв оказалось только две, три...?

- Что нужно сделать, чтобы в следующий раз их стало больше?

IV.  Словарная работа. (Слайд №9-10)

- На следующем слайде загадки. Отгадайте их и запишите ответ. Работаем в тетради и на доске. (На классной доске прописывают словарные слова ученики, чётко проговаривая их и выделяя все орфограммы).

Загадки:

Если, что-то не пойму,
Из портфеля достаю,
С полочки снимаю,
Внимательно читаю!
(Автор: Леонов В.А)  учебник

Утром он приходит в школу,
Днем — в кружок по баскетболу,
Он старается учиться,
И нисколько не лениться.
(Автор:Ирис Ревю) ученик

Лишь только прозвенит звонок
Как он приходит на урок.
Он нам расскажет о земле,
О мире, счастье, о добре.
О буквах, цифрах и словах,
О реках, океанах, о морях.  
(Автор:Ирис Ревю) учитель

- Проверьте написание словарных слов. (Слайд №11)

- У кого лучше всех получилось написать эти слова? (Оценка класса работы учащихся на доске)

- У вас есть все данные стать каллиграфами. Молодцы!

V. Актуализация знаний.

а) – Посмотрите ещё раз на словарные слова. На какие вопросы отвечают эти слова? (На вопросы “кто?”, “что?” ) . Уточните ( “кто?” ученик, учитель , “что?” учебник)

Ребята, напомните, к какой группе слов мы относим слова, которые отвечают на вопросы “кто?”, “что?”. (Слова-названия).

- Чем отличаются слова в этой группе друг от друга? (На вопрос “кто?” отвечают слова, которые называют людей и животных, а на вопрос “что?” -все остальные слова).

- Молодцы!

б) - Посмотрите внимательно на следующий слайд. Кого вы видите?

(Строитель, портниха, спасатели) (Слайд №12)

- Кого называют “портнихой”?

“Толковый словарь” (С. И. Ожегова) (Слайд №13)

Портниха – швея, мастер, специалист по шитью одежды.

- Какими качествами должен обладать человек, который работает строителем, портнихой, спасателем?

- Давайте запишем эти качества. ( Работа на доске и в рабочих тетрадях).

Строитель (какой?) умный, опытный. (Слайд №14)

Портниха (какая?) терпеливая, аккуратная.

Спасатели (какие?) смелые, отважные.

- Проверьте правильность написания слов.

Какие слова нам помогли рассказать о качествах людей этих профессий? (Слова-признаки)

- Молодцы!

Хорошо вы потрудились.
Не зевали, не ленились.
Отдохнуть пришла пора,
Ну-ка встанем, детвора!

Физкультминутка (Слайд №15)

Мы - отважные ребята,  (шаги на месте)
Водим в небе самолеты . (руки в стороны )
Над родной землей летаем, (наклоны)
Обгоняем птичьи стаи. ( движение руками)
Хоть взлетаем высоко,   (прыжки на месте)
Приземляемся легко!  (посадка на место)

VI. Знакомство с новым материалом. (Слайд №16)

О людях, какой профессии, шла речь в физкультминутке? (Пилоты или лётчики)

- Как вы догадались? Какие слова вам это подсказали? (Водим, летаем, обгоняем, взлетаем, приземляемся).

- Что передают эти слова? (Действие, движение) На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делаем?)

- Давайте запишем эти слова. (На доске и в рабочих тетрадях)

(что делаем?) водим, летаем, обгоняем, взлетаем, приземляемся

С какой группой слов мы сегодня познакомимся на уроке? (Формулировка цели урока).

(Дети: “Со словами, которые отвечают на вопросы “что делаем?” )

Давайте заглянем в тайны языка.

(Учебник “Русский язык 1 класс” стр. 58-59). (Слайд №17)

- Итак, у нас появилась новая группа слов – слова - действия.

VII. Первичное закрепление нового материала.

а) - Мы сегодня с вами говорим о профессиях. Замечательный советский поэт С. Михалков написал стихотворение “А что у вас?. Отрывок из этого произведения приводится в упражнении №1 стр.56. (Слайд №18)

Прочитайте его. Назовите профессии, которые упоминали ребята? (Пилот, лётчик, милиционер, инженер, повар). Какие для вас профессии знакомые? Какие новые?

- Кто такой “инженер”?

“Толковый словарь” (С. И. Ожегова) (Слайд №19)

Инженер - специалист с высшим техническим образованием.

С какими словами мы начали знакомство сегодня на уроке?

- Чем эти слова отличаются от других групп слов, которые мы с вами уже знаем? (Учащиеся могут заглянуть в учебник на стр.58-59 и зачитать из раздела “Тайны русского языка” : “В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы: “что делать?”, “что делает?”, “что делал?”...”)

(Слайд №20)

Сейчас будем работать парами (устно). Найдите в тексте упражнения №1 два слова, которые отвечают на вопрос “что делает?” (Отправляется, называется).

– Найдите в тексте одно слово, которое отвечает на вопрос “что сделал?” (Ответил).

- Проверяем работу. (Слайд №21)

- К какой группе слов можно его отнести? (Слова- действия) Почему?

- Молодцы! Очень хорошо справились с заданием.

б) Самостоятельная работа (Слайд №22)

А теперь давайте проверим, как вы сами сможете найти слова, которые называют действия. На что вы будете обращать внимание ? (На вопрос и на название действия).

- Перед вами конверты, откройте их, достаньте карточку и прочитайте внимательно задание. Работайте самостоятельно. Не спешите.

Прочитай стихотворение.
Найди слова-действия и подчеркни их.

...Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведет.
(Автор:
Левина Т.)

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Поменяйтесь карточками с вашим соседом по парте (взаимопроверка).

- Читаем текст (учитель или ученик). О каких профессиях упоминается в этом стихотворении?

- Какие слова вы подчеркнули? Почему? (Слайд №23)

Оцените работу своего соседа по парте: нарисуйте смайлик. Верните карточки.

- Поднимите руку те, у кого смайлик “Отлично”, “Хорошо”, “Надо постараться!”

- Какие вы допустили ошибки? Почему? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз таких ошибок не было?

- Молодцы!

VIII. Рефлексия.

(Слайд №24) - Прозвенит сейчас звонок,

Подошёл к концу урок.
Что вы нового узнали?
Что читали и писали? (Дети отвечают на вопросы) - А о чём мы говорили?
Что узнали, не забыли? (Дети называют профессии, о которых рассказывали на уроке)
- Как трудились, не ленились?
Открывай все конверты,
И найдите там ответы.
Смайлик выбрал? Покажи.
Выбор свой нам объясни.

(Дети оценивают свою работу на уроке:

  • “Было всё понятно и интересно!”
  • “Было трудно, но я смог справиться”
  • “Мне было трудно. Я ничего не понял”

VIII. Домашнее задание.

(Слайд №25)

Как много профессий чудесных
На нашей планете Земля!
И каждая из них интересна.
И каждая людям нужна...
(Автор: Белов Александр)

- А кем вы хотите стать, когда вырастите? Нарисуйте и принесите вашу работу на следующий урок. Не забудьте рассказать о том, что должен уметь делать человек данной профессии.

Литература.

  1. Учебник “Русский язык 1 класс” (Под редакцией Л.Е. Журовой и С.В.Иванова) Издательский центр “Вентана-Граф” 2016г.
  2. Михалков С.“А что у вас?” Издательство АСТ 2015г.
  3. Ожегов С.И. “Толковый словарь”. Издательство “Мир и Образование” 2012г.
  4. Дж.Родари “Чем пахнут ремёсла?” Перевод с итальянского С.Я. Маршака. Издательство "Детская литература", 1967 год.