Установление единого пространства "детсткий сад - семья" для формирования общения

Разделы: Работа с родителями


Успешность работы по формированию навыков общения через игровую деятельность зависит от согласованности работы с родителями, от взаимных установок семьи и детского сада. Если родители уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку, чувствуют его компетентность в интересах воспитания, ценят его личностные качества (заботливость, внимание, доброту), то успех сотрудничества с семьей обеспечен.

Работа с родителями в основном ведется по следующим направлениям:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогической просвещенности;
  2. Установление контактов с членами семьи для согласования воспитательного воздействия на ребенка;
  3. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей;
  • “Дни открытых дверей”;
  • Индивидуальные беседы;
  • Консультации через родительский уголок;
  • Родительские собрания;
  • Оформление материала через папок-передвижек;
  • Поездки в театр, зоопарк, поездки по городу.

Взаимное доверие, взаимопомощь в совместной работе по воспитанию детей, использование разнообразных форм работы, проявление уважения, деликатности, сдержанности, обсуждения, что необходимо воспитывать и развивать в ребенке – вот небольшой перечень мероприятий взаимодействия с семьей. В беседе с родителями мы стараемся подчеркнуть индивидуальность, неповторимость их ребенка, с которыми необходимо считаться. Обязательным условием установление общих требований к воспитанию детей. Для этого мы стараемся внимательно выслушать мнение родителей, даже если они ошибочно, и предложить свои способы воздействия, призывая объединить наши усилия для выработки единых требований. Все это дает свои результаты. Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Даже маленький ребенок может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте еще является фактически игрой. При правильном руководстве со стороны педагогов детского сада родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки мать может предложить сыну или дочке кукольное корыто, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, а вечером, за семейным ужином, рассказать, как хорошо трудился Саша (Оля). Старшему дошкольнику работа хорошо знакома, и он способен ее выполнить самостоятельно. Взрослый должен понимать, что ребенку важно с ранних лет не только овладеть трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых. Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усвояемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах.

Результаты анкетирования (Приложение 1) родителей показали:

  • 28% - взрослые играют со своими детьми;
  • 32% - родителям не когда играть из-за того, что устают на работе или поздно возвращаются домой.
  • 40% - если есть время, то да.

Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание песен, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство. Так как у нас старшая группа, то родители отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной и сферы ребенка. И покупают главным образом “Умные” игрушки: настольно-печатные, механические. Так как у нас век компьютеров, то компьютерные игры.

Большинство отцов и родителей убеждены: если игра – самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Ребенок может играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретения игрушек. Родители Даши высказались: “Даша сама хорошо играет в руководстве не нуждается.” Папа у Андрея: “Пусть играет сам! Он у меня большой”.

Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку и одобрение.

Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов. Поэтому в беседах с родителями мы рассказали о значении игры, о ее видах, о подборе игрушек, ведь игрушка является одним из условий развитии игры. В детском саду большое значение придается подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не всегда придерживаются. Родители, не понимая значение игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. Что доброго принесет игрушка-монстр или человек-паук?

В результате у девочек скапливаются много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью, у мальчиков – всевозможный игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм: у девочек – в основном в “Семью”, у мальчиков – “Войну”, “Шоферы”. Поэтому мы объясняем родителям, что всем детям, необходимо играть в куклы, игрушечными животными. Чтоб игрушки подбирались по возрасту ребенка, учитывая игровые интересы ребенка, развивающий эффект и ее нравственную направленность (консультации через родительский уголок: “Вредные игрушки”, “Какие игрушки нужны вашим детям”, “Почему ребенку нужна игра?”).

Купив ребенку новую игрушку, надо показать, как с ней играть и где ее хранить. Обязательно спросить, как он будет играть с такой игрушкой, какой игровой материал еще ему понадобится, с кем будет играть.

В практике семейного воспитания отмечается несколько направлений в руководстве детской игрой. Одни родители вообще не интересуются, как и во что играют их дети. Другие, наоборот, слишком регламентируют игру, превращая ее в занятие, берут инициативу на себя. Вступая во взаимоотношения с ребенком по ходу игры, они не умеют стать равными партнерами, сохраняя позицию старшего, берут на себя роль, подсказывают, командуют. В результате игра теряет воспитательную ценность, превращается в упражнение, скучное нравоучения. Некоторые родители берут на себя второстепенные роли, реализуют все предложения ребенка и не влияют на игру. Наша задача - научить родителей руководить сюжетно-ролевой игрой ребенка исходя из своих наблюдений за его деятельностью, из сопоставления его поведения в игре с поведением сверстников.

Мы советуем мамам и папам, на что нужно обратить внимание, во что играет ребенок, как он может договариваться со сверстниками, как происходит распределение ролей, какие отношения складываются с партнерами. Если ребенок не играет, надо постараться понять, почему, сравнить его игры с играми в семье. Предлагаем родителям понаблюдать за нашими действиями в группе и сопоставить со своими попытками руководить игрой ребенка дома. Эти подобные советы помогут взрослым понять важность игры в развитии ребенка. Для этого мы организуем посещения родителями детского сада.

Готовясь к очередной игре, мы обязательно привлекаем родителей. Это совместное составление атрибутов макетов-домов (поликлиника, школа, магазин и т.д.), оформление атрибутов из бросового материала к игре. Совместное рисование рисунков на темы: “Правила дорожного движения”, “Морские путешествия”, изготовление различных табличек к кабинетам (игра “Больница”), придумывание новых знаков дорожного движения, совместные поездки в театр, зоопарк.

Еще несколько слов хочется сказать о культуре общения, так как в общении с детьми современные родители испытывают определенные трудности, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого этикета.

С нашей точки зрения, основные причины их состоят в следующем:

  • Родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в сообществе сверстников;
  • Дети дома больше “общаются” с телевизором, компьютером, “выключены” из жизни родителей, а отсюда – всего шаг до взаимного непонимания в подростковом и более старшем возрасте;
  • Родители сами не владеют правилами речевого этикета или же весьма непоследовательны в своих воспитательных воздействиях. Стихийность воспитательных воздействий ведет к тому, что ребенок за чистую знает, как надо вести себя, но практически этому не следует;
  • Родители нередко в присутствии детей занимают педагогически неправильную позицию, принимая решения, противоположные решениям воспитателя, не соглашаясь с его критическими замечаниями в адрес ребенка.

Все эти недостатки во многом объясняются отсутствием у родителей необходимых педагогических знаний по проблеме формирования речевого этикета. Поэтому мы решили направить свои усилия на повышение воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.

Для этого мы провели: родительское собрание в форме деловой игры “Культура общения”, консультации через родительский уголок, индивидуальные беседы с родителями.

Работа по этому направлению будет продолжаться.

Таким образом, чтобы помочь родителям своих воспитанников организовать игровую деятельность детей дома, мы должны хорошо знать обстановку в каждой семье и проводить работу, исходя из конкретной ситуации.

Используемая литература.

  1. “Игра дошкольника” - под редакцией С.Л. Новоселовой, Москва, 1989.
  2. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова “Организация сюжетной игры в детском саду”. - 1997.
  3. Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова “Игра в дошкольном возрасте”. - 2002.
  4. Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова “Искусство общения с ребёнком года до шести: Советы психолога”. - Москва, 2004.