Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к Бабе Яге»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создать условия для развития фантазии и творческих способностей детей средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей.

Задачи:

  • закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа,
  •  развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, взаимосвязи целого и частей;
  • развивать умение работать в компании, парами и индивидуально, осознавая конечный результат деятельности;
  • побуждать к игровому общению со сверстниками;
  • воспитывать чувство сплочённости.

Оборудование: сундучок, накрытый тканью,  карта с цифрами и стрелками, напечатанные цифры, размещенные в зале, листы бумаги, простые карандаши, волшебная палочка, кубики с цифрами, талоны с геометрическими фигурами, символы  геометрических фигур,  два обруча (синий и красный), логические блоки Дьенеша. полоски для постройки моста, палочки, монетки с цифрами, дерево, музыкальное сопровождение, палочки Кюизенера, схемы,   разрезные картинки, мультимедиа.

Вводная часть

Игровая мотивация:  дети входят в зал. На полу стоит сундучок, прикрытый тканью (дети присаживаются на коврик полукругом)

Игра «Да-нет»

Воспитатель: Вы хотите знать, что находится под тканью? Вы будете задавать мне вопросы, но я могу отвечать только да или нет. Подсказка – это неживой предмет.

Дети задают вопросы: это мяч, это кукла, это игрушка? Если дети долго не могут угадать, то дается подсказка о форме, цвете, материале.

- Правильно, это сундучок.

После правильного ответа, воспитатель снимает ткань.

Основная часть

Воспитатель: На волшебном сундучке (коробке), в ряд расположены цветные палочки Кюизенера – числа. (Кодовый замок). Подберите шифр в кодовом устройстве: подберите цифры, которые обозначает каждая палочка .(дети разгадывают шифр и находят конверт с письмом).

Воспитатель читает:  «Жила-была принцесса в красивом замке. Вдруг небо покрылось тучами, подул сильный ветер, подхватил принцессу и унес ее к Бабе Яге, а замок превратил в руины».

- Но на этом сказка-то не может закончится. Нужна наша помощь. Что же нам нужно сделать? (ответы детей).

Давайте с вами с помощью волшебной палочки вспомним, в каких сказках живет Баба Яга? (дети передают волшебную палочку и называют сказки, где встречается этот персонаж).

Воспитатель: (возвращается к сундучку) Ребята, в сундуке еще что-то есть, давайте посмотрим.

Дети находят карту и рассматривают её.

Воспитатель:  Что это? Что вы видите на карте?

(символы, знаки, цифры, стрелки, направление, задания).

Для чего нужна карта? (дети отвечают)

Воспитатель: обобщает: цифры обозначают задания, а стрелки - направления движения.

Выполнив все задания на карте, мы спасем принцессу.

По карте дети определяют путь к первому заданию. Дети проходят по   направлению стрелок, ориентируясь в пространстве (влево, вправо, вперед, назад)

1 задание.

Воспитатель:  я  вам предлагаю получить талоны, (детям раздаются талоны  с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадраты, прямоугольник, овал, ромб),  вам надо будет объединиться в пары по фигурам, выбрать  символ вашей геометрической фигуры, взять бумагу с карандашами и выбрать место.

На слайде на некоторое время  появляется изображение геометрических фигур. Дети должны посмотреть, запомнить как расположены фигуры (символ) этой пары  и воспроизвести их так же  на листе бумаги (ориентировка в пространстве). Показывают 3 слайда, каждое задание дети выполняют на разных листах. После выполнения, пары меняются листами. Слайды появляются, дети  оценивают правильность выполнения задания друг у друга.

- Нам нужно двигаться дальше. Следуя карте, дети проходят к следующему заданию (ориентировка в пространстве).

2 задание «Игра с двумя обручами»

Воспитатель: давайте встанем в круг и проговорим по кругу слова: красный, синий, желтый,  объединиться по цветам в  компании, выбрать посыльного. Посыльный тот, у кого больше пуговиц на одежде. Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются   три отдельных области (пересечения). Посыльный получает задание. 

  • внутри красного обруча захотели   жить фигуры обладающие двумя общими признаками:  цветом (красные) и формой (круглые),  
  • внутри синего обруча - фигуры обладающие двумя общими признаками: цветом (синие) и формой (треугольные),  
  •  в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие  двумя общими признаками: цветом (желтые) и формой (квадратные),  

Воспитатель:  посмотрите, какие фигуры лежат вне обоих обручей?  (дети совещаются и перечисляют дружным хором)

Следуя карте, дети проходят к следующему заданию (ориентировка в пространстве).

3 задание «Волшебное дерево» На дереве висят кружочки с цифрами. Дети срывают по 1 монетке, называют «соседей числа». За правильный ответ дети хлопают в ладоши.

Воспитатель:  Ну что ребята двигаемся дальше. Следуя карте, дети проходят к следующему заданию (ориентировка в пространстве). А вот и избушка Бабы Яги, но впереди у нас опять препятствие.

4 задание.

Воспитатель:  чтобы нам добраться до избушки нужно выложить мост. Возьмите полоски   для постройки моста, сосчитайте гвоздики на ней, выложите из палочек  цифру, соответствующей количеству гвоздиков, постройте мост в порядке возрастания.  Дети  берут полоску, считают,  выкладывают мост от 1 до 10. (если детей больше, можно повторить полоски, выкладывать с одинаковыми цифрами друг за другом).

Воспитатель:  а вот и избушка Бабы Яги. Но вход завален камнями (высыпать кубики с цифрами). Предлагаю вам разделиться на компании по картинкам (разрезные картинки). Выбирайте  посыльного по считалке («эстафета считалок» т.е. ребенок начинает считалку, когда палец замирает на ребенке, тот ребенок не выбывает, а наоборот, принимает эстафету и сам становится считающим, а прежний (начинающий) выбывает из круга. Новый начинает свою считалку. Расчет идет до тех пор, пока не останется один человек - посыльный).  Посыльный получает задание. 

Нужно разобрать камни, для этого выберите камни с числом,

  • 1 компания - которое идет после 5,
  • 2 компания -  которое стоит перед числом 4,
  • 3 компания -  между числом 7 и 9,
  • 4 компания - перед числом 10

Дети разбирают камни

Выходит Баба Яга

Баба-Яга:  Ох и добрались вы до меня. Все мои задания выполнили. Но это еще не все испытания. Я вам игру приготовила. Засиделась я что-то, скучно мне. Поиграйте со мной.

Баба Яга проводит игру «Бабка-Ежка» (артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением)

Баба-Яга: выполнили вы все мои задания, ну что же забирайте принцессу. Баба-Яга уходит, а на слайде появляется принцесса.

Заключительная часть

Воспитатель: ну вот, ребята, и спасли мы с вами принцессу, но ведь ее замок разрушен, как же теперь быть? Ответы детей.  Я думаю, ребята, она была бы очень рада, если бы мы построили для нее новый замок. Поделитесь на 2 компании: кто живёт на этажах меньше 5 и на этажах выше 5. Выберите посыльного (самый низкий в компании) Посыльному предлагается схема  замка и палочки Кюизенера.

Дети рассматривают схему, выясняют, какие необходимо взять палочки, строят сказочное королевство.

Воспитатель: вот теперь у нашей принцессы новый красивый замок. И начнется для нее новая жизнь в новой сказке. Я предлагаю сочинить ее в группе.

Литература

    • Букатова В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие М.: ТЦ Сфера,  2014. - 128с. Библиотека воспитателя.