Разделительный мягкий знак в функции смягчения и разделения

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 2


Цель: закреплять знания о функциях мягкого знака

Задачи:

Коррекционные:

  • закреплять знания учеников о мягком знаке и его роли в словах;
  • совершенствовать умение дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и разделения;
  • закреплять умение изменять существительные единственного числа Именительного падежа в существительные единственного числа Родительного падежа.

Образовательные:

  • обогащать словарный запас и систематизировать знания детей по теме «Животные жарких (южных) стран;
  • совершенствовать умение отгадывать загадки;
  • закреплять умение работать со схемами слов.

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, мышление, память;
  • совершенствовать языковой анализ и синтез;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать взаимопомощь;
  • воспитывать любовь к животным;
  • совершенствовать дисциплину на занятии.

Оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», кораблик «Брызг-брызг» Ларчик», цветные флажки к кораблику с прикреплёнными словами (примерные слова: колье, оладьи, жердь, жильцы, зверьки, зимовье, грильяж, гусь, гостья, семья, свинья, серьги, февраль, фонарь, фильм, фасоль), пособие «Разноцветные квадраты», цифры из картона на липкой ленте, картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах (примерные картинки: попугай, носорог, тушканчик, крокодил, жираф, страус, зебра, антилопа, черепаха, обезьяна, лев, бегемот, тигр, слон), узкий скотч, ножницы.

Для каждого ученика: листы формата А-4 с изображённым кораблём (˂Приложение 1˃), пособие «Яблонька», рабочие тетради в клетку, простые карандаши и ручки, раздаточный материал (карточки из ˂Приложения 2˃, наборы букв, кружков и полосок для составления звуковой схемы слов), «Игровизор с маркером», листы-вкладыши (˂Приложение 3˃).

Ход занятия

1. Организационный этап

Перед детьми на доске расположен «Коврограф Ларчик» (˂Рисунок 1˃), в верхней части посередине коврографа прикреплён кораблик «Брызг-брызг» без флажков, за каждой мачтой расположен цветной квадрат (за первой мачтой – красный квадрат, за второй мачтой – оранжевый квадрат, за третьей мачтой – жёлтый квадрат, за четвёртой мачтой – зелёный квадрат, за пятой мачтой – голубой квадрат, за шестой мачтой – синий квадрат, за седьмой мачтой – фиолетовый квадрат). Под корабликом размещены цифры, в нижней части коврографа расположены цветные флажки, к которым прикреплены полоски со словами. Остальные флажки расположены слева за пределами поля (˂Рисунок 1˃).

Рисунок 1

Логопед приветствует детей, просит занять свои места и проверить готовность к занятию.

Ученики приветствуют учителя-логопеда, занимают свои места в классе, проверяют готовность к занятию.

Логопед: Сегодня мы с вами будем путешествовать. На чём можно отправиться в путешествие?

Примерные ответы детей: на велосипеде, пешком, на автомобиле, на самолёте, на корабле, на поезде и т.д.

Логопед: Мы отправимся в путешествие на остров на кораблике с названием «Брызг-брызг». Но чтобы кораблик поплыл, необходимо на каждую мачту прикрепить флажки.

2. Актуализация опорных знаний, повторение  изученного. Развитие звукового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения, развитие зрительного внимания, мышления

Логопед: На нашем кораблике несколько мачт, определите их количество.

Ученик: На кораблике 7 мачт.

Логопед: Внимательно посмотрите на кораблик и цифры, подумайте и скажите, сколько будет флажков на каждой мачте и какими флажками мы их украсим.

Примерные ответы детей: на первой мачте будет 1 красный флажок, на второй мачте будут 2 флажка оранжевого цвета, на третьей – 3 флажка жёлтого цвета, на четвёртую мачту прикрепим 4 зелёных флажка, на пятую мачту – 5 голубых флажков, шестую мачту украсим 6 синими флажками, а на седьмой будет 7 фиолетовых флажков.

Логопед: А теперь соберите флажки для каждой мачты и сначала прикрепите флажки со словами.

Дети по очереди выходят к доске и под каждой цифрой собирают соответствующие флажки со словами (˂Рисунок 2˃ и ˂Рисунок 3˃).

Рисунок 2

Рисунок 3

Логопед: Как вы думаете, почему слова под каждой мачтой начинаются на определённую букву?

Примерные ответы детей: по первой букве названия цвета каждого квадрата.

3. Введение в  тему урока. Закрепление умения различать функции мягкого знака, совершенствование звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, памяти

Логопед: Внимательно прочитайте слова, подумайте и скажите, какая буква встречается во всех словах.

Примерный ответ детей: буква мягкий знак.

Логопед: Давайте вспомним, что мы знаем про мягкий знак.

Примерные ответы детей:

  • мягкий знак – это буква, которая не обозначает звука;
  • мягкий знак в русском языке служит для смягчения согласных, если находится в конце слова и между согласными буквами;
  • мягкий знак будет разделять слово, если после него стоит гласная буква.

Логопед: Чтобы доплыть до острова, нужно правильно записать эти слова (перед каждым ребёнком кладёт на парту лист с изображённым корабликом (˂Приложение 1˃) и ручку). Ещё раз внимательно посмотрите на них и запомните (дети смотрят на слова и запоминают, затем логопед закрывает слова на коврографе). Сейчас я по порядку продиктую слова, а вы запишите их на мачтах своего кораблика.
Диктует слова, а дети записывают их на мачтах корабликов.

Логопед: Чтобы узнать, кто из вас доплыл на остров на кораблике, необходимо проверить написанные вами слова. 

Далее логопед открывает слова, дети сверяют записи со словами на коврографе. На месте допущенной ошибки на листе с корабликом карандашом делают отверстие.

Логопед: Доплыть до острова смогли только те ребята, которые допустили не более 4-х ошибок. А теперь найдите и прочтите слова, в которых мягкий знак выполняет только функцию смягчения.

Выслушиваются примерные ответы детей.

4. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, звукового анализа и синтеза, мышления, мелкой моторики пальцев рук

Логопед: Мы с вами приплыли на остров, на котором растут необычные фруктовые деревья. Это яблоньки с буквами.
С помощью шнурков составьте по 2 слова с мягким знаком и назовите их.

Логопед раздаёт каждому ребёнку пособие «Яблонька» (˂Рисунок 4˃).

Рисунок 4

Дети продевают шнурок сквозь отверстия и закручивают его вокруг нужной буквы, затем из букв составляют слова с мягким знаком и называют слово (˂Рисунок 5˃).

Рисунок 5

5. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие  зрительного внимания, мышления, словаря, звукового анализа и синтеза, закрепление умения отгадывать загадки. Совершенствование графомоторных навыков.

На доске прикреплены картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах. 

Логопед: На острове живёт очень много животных и птиц. Посмотрите на картинки и назовите их (˂Рисунок 6˃).

Рисунок 6

Дети по очереди называют картинки.

Логопед: Кого мы увидели на острове?

Примерные ответы детей: мы увидели попугая, слона, зебру, носорога и т.д. (по картинкам).

Затем логопед на парту перед каждым ребёнком ставит коробку с буквами и полосками и предлагает отгадать загадки.  

Логопед: А теперь внимательно послушайте загадки про животных, которых мы ещё встретили на острове, но их изображений нет на доске.
Отгадайте загадки и составьте из букв слова-отгадки, а затем поделите слово на слоги для переноса. Подумайте и скажите, какую функцию выполняет мягкий знак в каждом отгаданном слове.

Загадки

С очень длинным языком,
Может быть, он вам знаком?
Муравьям наносит вред –
Он заморский……..муравьед

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой –
На что она обижена?
Недаром часто злиться
На всех мамаша……львица

Она стройна и длиннонога,
Имеет два красивых рога,
В степях, пустынях обитает,
Травой, листвой себя питает
Машину все так называют…..газель

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Развитие звукового анализа и синтеза, памяти, мышления.

На парте перед детьми лежат карточки и ручки.

Логопед: У  каждого животного и птицы есть детёныши. Давайте вспомним и запишем некоторых из них (˂Приложение 2˃).

Далее по очереди каждый ученик читает слово на карточке, называет и записывает детёныша животного или птицы.

Логопед: Подчеркните слова с мягким знаком, определите, какую функцию он выполняет в этих словах.

Выслушиваются ответы детей.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Развитие звукобуквенного синтеза, зрительного внимания, мышления

Перед каждым ребёнком на парте лежит пособие «Игровизор» с листами-вкладышами и маркеры (˂Рисунок 7˃, ˂Рисунок 8˃, ˂Приложение 3˃).

Рисунок 7

Рисунок 8

Логопед: Ребята, наше путешествие на кораблике подходит к концу. Чтобы вернуться обратно домой, нам необходимо вспомнить и найти в таблицах с буквами 10 названий животных далёких стран. Прочитайте слова и подчеркните их.

Дети выполняют задание, поочерёдно находят в таблицах и называют слова (˂Рисунок 9˃).

Рисунок 9

8. Итог занятия. Рефлексия

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.

  • О какой букве мы сегодня с вами говорили?
  • Какие функции в русском языке выполняет эта буква?
  • Вспомните, какие слова - названия животных или птиц, обитающих в жарких странах – пишутся с мягким знаком.