Рейтинг@Mail.ru

Интегрированный урок (математика + география) "Решение задач, посвященных проблеме лесных ресурсов России"

Разделы: Математика, География, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд 2

Цели:

  • математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
  • география: познакомить учащихся со спецификой лесной промышленности России.

Задачи:

  • обучения:
    • повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;
    • применить знания при решении задач экологического содержания;
    • ознакомить учащихся с лесопромышленным комплексом.
  • развития:
    • формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
    • развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
  • воспитания: воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству России и месту обитания фауны.

Слайд 3

Тип урока: изучение новой темы.

Вид урока: беседа, презентация, исследование.

Метод обучения: беседа, рассказ (словесный), решение задач (практический), проблемный метод, исследовательский метод.

Форма обучения: фронтальная работа; индивидуальная (самостоятельная) работа.

Основные понятия: лесная промышленность, лес, целлюлозно – бумажный комбинат, экологические проблемы.

Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + Интернет

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 4,5

Учитель математики: Ребята, сегодня мы проводим урок в рамках международного проекта "Образование для устойчивого развития", реализуемое с целью решения глобальных экологических проблем, в том числе проблемы охраны природы и леса на Земле. Цель данного проекта состоит в решении глобальных экологических проблем, реализации устойчивого развития человека и окружающей среды, понимания необходимости здорового образа жизни и охраны природы, заботе о ней.

3. Постановка и решение учебных задач

(Слайд 6)

Учитель географии:

«Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного Севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»
Вс. Рождественский

(Слайд 7)

Лес – основа развития лесной промышленности. Общая площадь российских лесов и запас древесины в них составляют 22% мировых (8 млрд. куб. м, ежегодный прирост древесины – 0,8 млрд. куб. м, ежегодные заготовки – 0,1 млрд. тонн). На долю земель, покрытых лесом, в России приходится 45% территории. Это крупнейшие в мире запасы древесины. Российский лес имеет очень высокое качество. В России 90% лесов – здоровы, при этом почти 3/4 покрытой лесом территории занимают наиболее ценные хвойные леса (тайга). Поэтому ценность российской древесины не только в ее качестве, но и в экологической чистоте.

(Слайд 8)

Значение лесной промышленности   

  • По заготовке древесины Россия занимает 4 место в мире
  • По производству пиломатериалов – 6 место
  • По производству бумаги и картона – 13 место

Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.

Учитель математики: Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче. Решение задач.

(Слайд 9)
Задача 1. Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2005, и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)
2. Умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц, разделить на два)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. В Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru  найти какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется ¼ га леса)
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?

Решение.

Размеры одной страницы учебника 14 см на 21 см, т.е. площадь равна 14 * 21=294 см2.

В учебнике 284страницы или 142 листа,  значит площадь всех страниц учебника 294 * 142 = 41748 см2 =  4 м2 1748 см2.

На 1000 м2 нужно вырубить  ¼ га = 2500 м2   деревьев, т.е. в 2,5 раза больше.

Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2.

На весь тираж в 120 000 экземпляров требуется 
                                                      
104370*120000 = 12524400000 см2 = 1252440 м2 леса  = 125 га

Учитель географии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)

Слайд 10

Давайте с вами найдем на карте:

  1. 5 крупных целлюлозно-бумажные комбинаты. (Архангельск, Краснокамск, Красноярск, Братск, Амурск).
  2. Лесопромышленные комплексы (Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский).
  3. Лесные порты (Архангельск, Игарка, Онега, Нарьян-Мар).
Слайд 11

По характеру использования все леса подразделяются на три группы. К первой группе относятся леса, имеющие природоохранное назначение (рекреационное, почво- и водоохранное, заповедное и т.д.). На долю лесов этой группы приходится 22% лесопокрытой площади. С целью улучшения состояния здесь проводятся выборочные санитарные рубки и рубки ухода. Вторая группа (8%) – леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые. Рубки в этой группе лесов проводятся лишь в объеме годичного прироста.

Третья группа (70%) – леса преимущественно эксплуатационного назначения. Здесь могут вестись сплошные рубки леса.

Лесные ресурсы в России размещены неравномерно: большая их часть сосредоточена на востоке страны, в малонаселенных районах.

Слайд 12

Учитель математики:

Мы с ребятами из группы … проводили мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по колледжу и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили следующий результат:  за день школьники выбрасывают 1 250 г бумаги.

И мы выяснили что школ в Калининском районе Санкт-Петербурга ….. учеников ….

Давайте продолжим исследование.

Задача 2. Сколько в нашем колледж остается бумаги на столах за день после уроков, если выбрасывается около 1 250 г. бумаги? Сколько за 210 учебных дней?

1. Сколько выброшенной бумаги приходится в день на одного ученика?
2. Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района за один день и за весь учебный год?
3. Выразить массу выброшенной бумаги  в кг., т. (Каждый раз нужно разделить на 1 000)
4. Посчитать какая часть выпущенной бумаги будет потрачена с пользой. На сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3) бумаги производится в нашей стране около 6 000 тонн.

Решение.

На столах после уроков остается 1250 г бумаги, в нашей школе 450 учеников. Значит, на одного ученика выброшенной бумаги приходится 1 250 : 450 = 2,8 (г).

Зная, что в районе 16 918 учеников, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам 16 918 * 2,8 = 47 370,4 (г).

В учебном году 210 учебных дней, за это время будет выброшено  47 370,4 * 210 = 9 947 784 (г).

Выразим массу выброшенной бумаги в кг., и т., 

9 947 784 г : 1 000 =  9 947, 784кг;      

9 947, 784 кг : 1 000 = 9, 947 784 т.

В нашей стране за год производится 6 000 т. Значит  бумаги потрачено пользой.

6 000т – 9, 947784т  = 5 990, 052216т ~ 5 990т. Слайд 20

Слайд 13

Учитель географии:

Но Лес можно и нужно рубить. Человек пока что не в состоянии обойтись без изделий из древесины. Но при использовании леса, необходимо помнить два основных правила.

Во-первых, лес можно рубить не везде.

Во-вторых, для сохранения лесов на место вырубленного дерева нужно посадить новое.

Для этого обязательно выполняться нехитрая цепочка действий: посадка леса - его выращивание - рубка леса - посадка.

Только так мы можем сохранить свой лес.

Учитель математики: Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Еще одна группа учеников в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы:

  1. Какова площадь школьного участка?
  2. Какую площадь занимают деревья?
  3. Сколько детей обучается в школе?

Продолжим их исследование.

Задача 3. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?

Решение.

Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар =5000 м2. В нашей школе обучается 450 человек, значит, на одного ученика приходится 5000 : 450 примерно 11,1 м2 насаждений.

Учитель географии: Вы решили столько задач, давайте поговорим о проблемах в лесной промышленности:

1. Истощение запасов древесины в Европейской части России;

2. Экологические.

-  сплав леса, когда древесина и кора разлагаются и отравляют реки;

- отходы в районах лесозаготовки;

- вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;

- сбросы в водоемы жидких отходов Целлюлозно-Бумажного Комбината.

3. Вывод.

Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

4. Итог урока.

 Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека.

5. Домашнее задание.

Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет.

География: провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в частном секторе и во дворах многоэтажных домов.

Слайд 32

6. Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.

Слайд 33

Приложение 

  • http://chkola100.ucoz.ru/prilozhenie2.ppt
  • http://chkola100.ucoz.ru/prilozhenie_1.ppt