Рейтинг@Mail.ru

Программа детского экологического лагеря “Зеленая планета”

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (48,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пришкольный лагерь - одна из форм организации летнего отдыха учащихся. Для нас такая организация летнего каникулярного периода особенно актуальна, так как отправить ребенка в загородные лагеря и профилактории у большинства родителей нет материальной возможности, культурно-досуговое пространство за пределами школы сведено к минимуму, и дети все лето предоставлены сами себе.

Наблюдения, социологические опросы, анкетирование, беседы, проведенные во время учебного процесса, свидетельствуют о том, что нашим детям интересна и близка тема природы. Это вполне объяснимо: мы с детства общаемся с природой, живя в лесной зоне с красивейшими лесными ландшафтами и пересеченной местностью. Опросы показывают, что детям дорога их малая Родина.

С другой стороны, экологическая культура поведения некоторых наших школьников и жителей оставляет желать лучшего. А изучение и анализ состояния окружающей среды нашей местности позволяет судить о наличии ряда экологических проблем.

В нашей школе проводятся трудовые десанты, субботники, проводится большая работа по озеленению пришкольной территории. Но этого не- достаточно.

Таким образом, налицо проблема, даже несколько:

1. Противоречие между желаемым состоянием и тем, которое есть, с его экологическими проблемами.

2. Несоответствие в наших взаимоотношениях с природой: хозяин ведет себя не по-хозяйски.

Из этого вытекает следующая проблема:

Существует необходимость в глубоком, длительном по времени экологическом воспитании и просвещении школьников.

Восполнить недостаток экологических знаний и навыков правильного общения с природой, сделать процесс экологического воспитания непрерывным и творческим можно в летнем экологическом лагере.

Цели:

  • создание оптимальных условий для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей и воспитательного процесса в области экологического образования;
  • развитие творческой познавательной активности и практических навыков изучения природы;
  • организация практической работы по улучшению экологического состояния природы нашего края.

Задачи:

  • полноценный активный отдых школьников;
  • развитие научно-исследовательского интереса школьников;
  • экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
  • формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности
  • воспитание патриотических чувств, любви к своей малой Родине

Формы работы

  • Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, практика)
  • Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
  • Консультации
  • Экскурсии
  • Обсуждение итогов дня

Название, местонахождение и ведомственная принадлежность лагеря: Летний детский экологический лагерь “Зеленая планета”; Тверская область, Калининский район, д. Некрасово, МОУ “Некрасовская СОШ”

Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания является экологический лагерь. Экологический лагерь представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.

Программа эколагеря “Зеленая планета” носит научно-исследовательский, познавательный, образовательный характер. Оптимальное количество детей 15 человек. Продолжительность программы 14 дней.

Процесс экологического образования результативен, вносит существенные изменения в сознание и поступки детей!

Что такое экологический лагерь? Экологический лагерь – это не просто труд ребят, уборка родного села и его окрестностей от бытового мусора, изучение экологии родного края и отдых на природе. Вместе – это нечто гораздо большее. Само по себе пребывание в лагере учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. У ребят есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение.

Все мероприятия и коллективные дела проекта нацелены на формирование у ребят устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину и отчий край, любить и беречь окружающий нас мир природы.

Деятельность. Этапы работы лагеря.

  • Участники экологической лагерной смены - учащиеся МОУ “Некрасовская СОШ”
  • Проект рассчитан на детей и подростков в возрасте от 12 до 14 лет.
  • Сроки реализации: 5 июня – 16 июня 2017 года

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (май) - изучение интересов детей; сбор информации, оценка состояния окружающей среды; выбор возможных тем для исследовательской работы; выбор природных объектов, нуждающихся в защите; разработка программ и сценариев мероприятий, проектов добрых дел; заключение договоров о сотрудничестве; подготовка документации и материальной базы для открытия лагерной смены; подготовка кадрового потенциала.

И этап - основной (июнь) - организация работы лагерной смены, реализация мероприятий эколого-краеведческой программы

III этап - заключительный (сентябрь) - подведение итогов работы, оценка результатов реализации проекта, оформление отчетных материалов, фото-отчетов, выставок, участие в конкурсах и фестивалях детских подростковых трудовых бригад и пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, проведение школьной научно-практической конференции, подготовка материалов для участия в научно-практических конференциях следующего уровня (межшкольных, районных, областных)

Работа лагерной смены построена на принципах:

  • личностно-ориентированного подхода и уважения личности каждого ребенка; социальной активности;
  • значимости духовно-нравственных и эколого-этических позиций в процессе формирования и становления личности;
  • сотрудничества;
  • содружества;
  • многообразия форм, видов и содержания деятельности;
  • учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работ.

В период лагерной смены была организована работа по следующим направлениям:

  • образовательная деятельность под девизом “Хочу все знать!”;
  • экологическая деятельность под девизом “Будь Человеком, человек!”;
  • исследовательская деятельность под девизом “Познай тайны природы”;
  • практическая деятельность под девизом “Войди в мир природы другом”;
  • культурно - досуговая деятельность под девизом “Как прекрасен этот мир”;
  • информационная деятельность под девизом “Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут...”
  • социальное партнерство под девизом “Встретиться вместе - удача, сотрудничать вместе - успех!”

Мероприятия лагерной смены проводились в классном кабинете, на школьной территории , в лесу, на пересеченной местности в окрестностях д. Некрасово

Кадровый потенциал.

В организации работы лагеря участвовали учителя школы : учитель биологии и химии Маркевич О. В, преподаватель УКФ Александров С.В.); приглашенные специалисты: Бахвалова А. А., сотрудник института археологии РАН Исаев А. А. Руководитель лагерной смены: учитель географии Исаева Н.А.

Используемые методики и технологии.

- Интерактивные беседы, семинары, “круглые столы” по обсуждению достигнутых результатов, мастер-классы

- Методики коллективных занятий с созданием ситуации взаимообучения.

- Технологии сотрудничества.

- Игровые технологии (конкурсы, викторины).

- Метод проектов и проектные технологии.

- Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.

- Занятия в творческой мастерской.

- Методики организации коллективных творческих дел

- Информационные технологии.

- Самостоятельная подготовка.

- Методы диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование, мониторинг промежуточных и конечных результатов)

Ожидаемые результаты. Для школьников:

1. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла.

2. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.

3. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.

4. Развитие лидерских качеств.

5. Развитие информационной культуры участников проекта.

6. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.

7. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).

8. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей “малой родины”.

9. Практическое участие школьников в решении экологических проблем своей деревни

ПАСПОРТ
программы детского летнего экологического лагеря

Нормативно-правовая база - Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

- Федеративный закон от 19.04.1991№1032-1 “О занятости населения в РФ”

- Закон Тверской области от 26.12.2009 №136-03 “Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей”

Заказчик программы МОУ “Некрасовская СОШ”
Форма реализации программы: Деятельность образовательного учреждения в летний период.
Цель реализации программы: Создание условий для формирования социальных компетенций школьников, сохранения и укрепления их нравственного, физического, морально-психологического здоровья в условиях летнего оздоровительного лагеря; организация непрерывного гражданского образования и патриотического воспитания школьников, широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в школе в летний период стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества.
Задачи 1. Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания школьников в период летнего отдыха через организацию эколого-географического образования.

2. Создать условия для приобретения социального опыта и успешной реализации себя в разнообразной деятельности.

3. Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других.

4. Пропагандировать нравственные ценности, культуру здоровья.

5. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования.

Основные направления деятельности по реализации программы - эколого-краеведческое

- творческо-познавательное

- гражданско-патриотическое

- трудовое

- творческо-познавательное

- нравственно-эстетическое

Принципы построения программы 1.принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении организационных форм и видов деятельности;

2.принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора;

3.принцип максимации ресурсов - использование всех возможных (материально-технических,кадровых,организационно-методических) ресурсов для наиболее успешного, оптимального решения поставленных задач.

Ведущие ценности 1. развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала;

2. физическое оздоровление школьников

3. сохранение и укрепление нравственного и эмоционально-психологического здоровья детей

4. содействие социализации обучающихся и развитию их коммуникативных умений через организацию разнообразных видов деятельности.

Место реализации МОУ “Некрасовская СОШ”
Кадры Педагоги ОУ
Общее количество участников лагеря 15 человек
Контингент участников Обучающиеся школы
Возраст детей 12-14 лет
Социальные категории Семьи: многодетные, полные, неполные, благополучные. Находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Основные организационные виды и формы деятельности - коллективно-творческие дела

- проектная деятельность

- научно-исследовательская деятельность

- творческие и социальные мастерские

- трудовые десанты

- экскурсии

Наш девиз: “Если не мы, то кто же нашей Земле поможет?”

Содержание программы эколого-краеведческой лагерной смены

Направление деятельности Мероприятия
Образовательная деятельность

Девиз: “Хочу все знать!”

1. Изучение флоры, фауны, нашего края (беседы; просмотр презентаций, экскурсии)

2. Изучение лекарственных растений нашего края. “Зеленая аптека”. Занятие с биологом.

3. Экологическая школа безопасности

4. Все о науке археологии .Встреча со специалистом.

5. История далекая и близкая. Занятие по краеведению. Старинная русская народная тряпичная кукла.

6.Топонимика населенных пунктов Красногорского сельского поселения

Экологическая деятельность

Девиз: “Будь Человеком, человек!”

1. Работа над экологическим проектом “Сохраним леса Верхневолжья” . Конкурс агитационных плакатов.
2. Озеленение пришкольной территрии. “Самая красивая клумба”
3. Игра “Тропа следопытов”.
4. Викторины на экологическую тему.
5. Игра-конкурс “Край, в котором ты живешь”
6. По страницам Красной книги (изучение редких растений и животных Тверского края )
Исследовательская деятельность

Девиз: “Познай тайны природы”

1. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников.

Темы исследований:

 - Редкие и исчезающие виды растений и животных Тверского края в нашем лесу

 - Ядовитые растения нашего леса

 - Растения и животные – индикаторы загрязненности среды

- Памятники природы нашей местности

-  Профессии растений: растения “пылесосы”, газопоглотители, почвоулучшатели, “живые изгороди”, “санитары”, медоносы, растения индикаторы.

 - Экологическое состояние водной среды нашего поселения

2. Выезд в Ботанический сад ТГУ г. Тверь

3. Экскурсия в карстовые пещеры г. Старица

Практическая деятельность

Девиз: “Войди в мир природы другом”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-досуговая деятельность

Девиз: “Как пекрасен этот мир “

1. Экологическая акция “ Чистый пруд” д. Некрасово
2. Реализация проекта “Сбережем леса Верхневолжья” Размещение агитационных плакатов в лесной зоне и д. Некрасово
3. Акция “Осторожно, борщевик!” Распостранение плакатов и рисунков в населенных пунктах Красногорского сельского поселения
4. Работа на школьном цветнике, развитие проекта “Цвети, родная школа!”
5. Геоботаническая полевая практика в окрестностях д. Некрасово. Сбор гербария.

6. Занятие по ориентированию на местности. Работа с компасом. Определение азимута.

7. Занятие со специалистом по ориентированию с нивелиом.

8. Трудовой десант на плодово-ягодный питомник “Гармония сада” д. Борисково

1. Конкурс рисунков “Природа и мы”
2. Мастер-класс “Ангел-хранитель”
3. Вернисаж “Как прекрасен этот мир!”
4. Мастер-класс по оригами “Бабочки”
5. Поездка в центральный городской сад г. Тверь
6. Поездка в КДЦ д. Красная гора
Информационная деятельность

 

 

 Девиз:

“Пусть о нас узнают,
пусть о нас услышат,
пусть о нас напишут…”

 

 

 

 

Социальное партнерство

Девиз: “Встретиться вместе - удача, сотрудничать вместе -успех!”

1. Регулярное обновление стендовой информации
2. Разработка плакатов, грамот для награждения, поздравительных открыток,
3. Сотрудничество со СМИ
4. Конкурс мультимедийных презентаций на темы:

Окружающий мир моими глазами”;

“Красота родной природы”;

“Красота - страшная сила!”

5. Фотоотчет добрых дел

6. Выпуск буклета “ Осторожно! Борщевик!”

1. Сотрудничество с лесничеством

Встреча - беседа с работником лесничества;

Выполнение экологического проекта членами лагеря “Сбережем леса Верхневолжья”;

2. Сотрудничество с администрацией и специалистами плодово-ягодного питомника (экскурсия, трудовой десант)

3. Взаимодействие с КДЦ “ Красногорский”

3. Сотрудничество с администрацией школы

Обеспечение транспорта для экскурсий и поездок

Выделение поощрительных призов, грамот учащимся