Конспект образовательной ситуации по логопедии по обучению грамоте с детьми 6–7 лет с ОНР (II период обучения). Тема: "В супермаркете"

Разделы: Логопедия


Цель: познакомить с буквой Т.

 Задачи:

  • автоматизировать звук  [Т] и [Т'] в слогах и словах;
  • вырабатывать полноценные движения органов артикуляции;
  • развивать общую и мелкую  моторику;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • упражнять в словообразовании;
  • упражнять в определении места  звука в слове;
  • улучшать пространственное восприятие;
  • воспитывать желание быть аккуратным и соблюдать нормы поведения в общественных местах.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала;
  • Схемы-картинки с изображением отделов супермаркета;
  • Макет холодильника;
  • Игрушечная продуктовая корзинка;
  • Предметные  картинки со звуком Т в начале, середине и конце слова (сметана, сливки, ряженка, творог, йогурт, кефир, молоко, катык, сливки, сыр);
  • Две вешалки (зеленая и синяя);
  • Коробка с детской одеждой  (футболка, платье, жилет, тельняшка, шорты,  колготки, куртка, пальто…)
  • Наборы счетных палочек по количеству детей
  • Мяч; 
  • Ноутбук, мульти-проектор, экран.

Ход образовательной ситуации

I. Организационный момент.

Учитель-логопед: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Учитель-логопед:  Прежде чем начнем заниматься,  давайте вспомним наше правило:

Дети:

 Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!

(Дети присаживаются за столы).

II. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:  - А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Приготовили зеркала и начинаем выполнять артикуляционную гимнастику:
(Каждое артикуляционное упражнение сопровождается показом соответствующего слайда)

Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.  
Дети выполняют упражнение “Улыбка”.
А потом пошел кататься,
На качели покачаться.
Упражнение “Качели”.
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
Упражнение “Маляр”.
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.  
Упражнение “Заборчик”.

Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился

III. Пальчиковая  гимнастика.

Учитель-логопед: -  Ребята, осталось только выполнить пальчиковую гимнастику «В гости к пальчику большому…»  и мы будем готовы к нашему занятию.

В гости к пальчику большому
приходили прямо к дому-
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.

IV. Объявление темы занятия.

Учитель-логопед:  -  Первое задание. Посмотрите внимательно на слайд, подумайте   и ответьте, а где можно встретить все эти предметы и картинки. ( На экране появляется слайд, на котором изображены  витрины, касса, продукты, одежда, игрушки, чек и кошелек с деньгами и кредитными карточками).

(Предполагаемые ответы детей:  в магазине, на рынке, на базаре, супермаркете, торговом центре…)

Учитель-логопед:  -  Правильно, сегодня мы с вами отправимся в супермаркет,  и при этом будем правиль­но произносить звуки  [Т] и [Т']. А кто знает, как себя надо вести себя в супермаркете??? Что обязательно нужно взять с собой?  

(Предполагаемые ответы детей: себя надо вести тихо, нельзя спешить, толкаться, нужно быть вежливым. Нельзя громко просить маму купить тебе что-нибудь. С собой обязательно надо взять деньги или карточку. А еще моя мама всегда берет список покупок. Она заранее пишет, что ей нужно купить…).

V. Акустико-артикуляционный образ звука.

Учитель-логопед: 

—  Проверьте, как у вас работают губы и язык, когда вы произносите звук [Т]:

— Что делают губы? (губы в спокойном положении, рот приоткрыт);

— Язык, кончик языка?  (Кончик языка упирается в нижние резцы и образует смычку. Выдыхаемый воздух – толчкообразный, резкий).

— Молодцы! А теперь расскажем все про звук [Т].

(Учитель-логопед демонстрирует слайд  схема к звуку Т).

Звук «Т» — согласный, твер-дый, глухой.

VI. Развитие словообразования и фонематического слуха.

Учитель-логопед:  - Ребята! В супермаркете много разных отделов. По схемам-картинкам догадайтесь, какие отделы есть в нашем супермаркете.

На экране демонстрируются слайды со схемами-картинками и дети называют отделы и что в них продается.

(Продуктовый отдел, молочный отдел, мясной отдел, рыбный отдел, отдел «Фрукты – овощи», книжный отдел, мебельный отдел, отдел одежды и обуви, отдел игрушек, отдел посуды).  

 (Если дети затрудняются в ответе, то  учитель-логопед подводит детей к ответу путем наводящих вопросов и подсказок. В этом отделе продаются продукты – это продуктовый отдел, в этом отделе продаются книги – это книжный отдел…).

Учитель-логопед:  - Я предлагаю Вам отправиться в продуктовый отдел и разложить молочные продукты в холодильник. Скажите, а почему молочные продукты нужно хранить только в холодильнике?

(Предполагаемые ответы детей)

- Правильно, молочные продукты очень быстро портятся. А чтобы они дольше оставались свежими и полезными, их нужно хранить только в холодильнике.

Вот наш холодильник. Он состоит из трех полок. На первую полку мы будем убирать те молочные продукты, в названии которых звук [Т] находится в начале слова. Если звук [Т]  находится в середине слова, картинку ставим на среднюю полку. А если звук [Т] в названии наших картинок  находится в конце слова, то убираем ее на нижнюю полочку. Если звука Т – нет-складываем ее в корзину покупателя!

(Сметана, сливки, ряженка, творог, йогурт, кефир, молоко, катык, сливки, сыр).

Учитель-логопед: - Спасибо, ребята, за то, что помогли разложить молочные продукты в холодильник.

Ребята, звук [Т] может быть твердым, но  и мягким… Давайте поиграем. Я называю слоги с твердым [Т], а вы мне – с мягким [Т'].

Та-та-та – тя-тя-тя, то-то-то – тё-тё-тё, ту-ту-ту – тю-тю-тю, ты-ты-ты – ти-ти-ти

- А теперь отправимся, как вы думаете, в какой отдел?

(Учитель-логопед демонстрирует схему-картинку «Отдел одежды»).

- Правильно, мы сейчас будем развешивать  одежду на вешалки. На зеленую вешалку повесим одежду,  в названии которой есть мягкий звук

[Т']. А на синюю – с твердым звуком.

(Футболка, платье, жилет, тельняшка, шорты,  колготки, куртка, пальто…)

VII. Физкультминутка.

Чтоб поехать на машине,
Накачать нам надо шины.
В бензобак нальем бензин,
И поедим в магазин.
В магазине мы гуляем
И покупки совершаем.
Все купили мы :Ура!
И домой уже  пора!!!

VIII. Соотношение звука с буквой.

Учитель-логопед: - Ребята, а теперь давайте познакомимся с буквой Т. Посмотрите на букву Т. На что она похожа?

(На экране – буква Т)


Дети перечисляют  предметы, на которые похожа буква Т.

Молоток стучит: «Тук-тук!!!
Букве Т я старый друг!»

На антенну Т похожа,
И на зонтик вроде тоже.

Буква Т стоит как столик,
Или с полочкою столбик.

Учитель-логопед:  - Посмотрите внимательно на букву Т, а теперь мы выложим из счетных палочек.
(дети выкладывают букву Т)

- Молодцы! Я вижу, что у всех получилась красивая и правильная буква Т.

IХ. Автоматизация звука в слогах, словах.

Учитель-логопед:  - Сейчас мы с вами поиграем в Игру «Добавь слог ТА  и назови получившееся слово».  Встаем все в круг. Вы произносите слог ТА и кидаете мне мяч,  я ловлю мяч, придумываю конец этому слову и возвращаю вам мяч, а вы называете получившееся слово.

Та –кси – такси
Та-почки – тапочки
Та- блетки – таблетки
Та-релка – тарелка
Та-зик – тазик
Та –нк – танк
Та –рзан – Тарзан
Та – ня – Таня
Та – бурет – табурет
Та – пор – топор
Та – ракан – таракан…

- Ребята, вы очень хорошо справились с заданием!

Х. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Ребята, где мы свами сегодня побывали?

С какими звуками? 

С какой буквой познакомились?