Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе

Разделы: Работа с дошкольниками


Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является приобщение ребенка к художественной литературе, чтению. К сожалению, в наше время отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, в связи с тем, что уже в дошкольном возрасте дети вместо чтения предпочитают смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. В итоге, школьники не любят, не хотят читать.

Книга — источник знаний, обогащения речи ребенка, его размышлений на большое количество тем, а так же и материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций.

Книга обладает побудительной силой. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, учит думать самостоятельно. Путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное, духовное становление личности ребенка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и художественную выразительность не приходит к ребенку само собой: его необходимо развивать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность слушать и воспринимать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная и сложная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.

В соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования тематический блок "Приобщение к художественной литературе" является составной частью образовательной области «Речевое развитие» и направлено на достижение цели воспитания интереса и любви к чтению; развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия через решение задач в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста. (Приложение 1)

Тематический блок Основной образовательной программы дошкольного образования «Приобщение к художественной литературе» строится с учетом интеграции образовательных областей.

Знакомство, чтение художественной литературы тесно связано с образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». С помощью интеграции тематического блока «Приобщение к художественной литературе» с другими образовательными областями решаются задачи направленные на воспитание всесторонне- развитого ребенка дошкольного возраста. (Приложение 2)

В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с литературой, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные и социокультурные ценности дошкольников, формирует в них этические нормы и правила поведения.

Главная задача дошкольного учреждения – воспитать в ребёнке читателя, который формируется в дошкольном возрасте.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Дошкольник, как читатель зависит от взрослого в выборе литературы для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации тематического блока «Приобщение к художественной литературе» являются:

  1. Формирование круга детского чтения (КДЧ)
  2. Организация процесса чтения.

КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.

В КДЧ входят:

  1. Произведения русского фольклора и фольклора народов мира.
  2. Произведения поэтов и писателей России.
  3. Произведения поэтов и писателей разных стран.
  4. Произведения для заучивания наизусть.
  5. Произведения для чтения в лицах.
  6. Дополнительная литература.

Освоение задач тематического блока «Приобщение к художественной литературе» осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности с детьми. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в организованную образовательную деятельность. (Приложение 3)

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Поэтому, при ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приемы литературного развития детей, с помощью которых у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. (Приложение 4)

Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми приемами. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого педагога. Начинать знакомство с новой художественной литературой лучше всего с показа книги и ярких цветных иллюстраций в ней. Уже в дошкольном возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по картинкам: «О ком (о чем?) эта сказка? Кто (что) это? и т. п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с подгруппой детей, когда каждый ребенок имеет возможность включиться в беседу и тщательно рассмотреть книгу.

После прочтения литературного произведения необходимо провести беседу, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Для построения беседы, можно использовать следующие вопросы:

  1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в литературном произведении.
  2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.
  3. Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.
  4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
  5. Вопросы, направленные на восприятие содержания.
  6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

Подробный анализ произведения принесет больше вреда, чем пользы. При работе с любым литературным произведением педагогу необходимо знать меру и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме. Только в результате целенаправленного обучения и воспитания возможно развитие детского художественного восприятия литературного произведения.

При знакомстве дошкольников старшего возраста с большими произведениями целесообразно использовать чтение «с продолжением» в совместной деятельности взрослого и ребенка. Работа с книгой во второй половине дня развивает у ребёнка привычку слушать и формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Во время чтения «с продолжением» следует создавать уютную обстановку, не напоминающую организованную образовательную деятельность.

Все последующее знакомство с литературным наследием будет опираться на опыт, который получен и закладывается в дошкольном возрасте. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, который проходит на протяжении всех ступеней литературного образования, и исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно.