Индивидуальный образовательный маршрут ученика выпускного класса, оставшегося без попечения родителей

Разделы: Социальная педагогика


Цель программы: Социальная адаптация подростка к текущим социально-экономическим условиям жизни, при выходе из школы-интернат.

Задачи:

  • Повысить адаптивность воспитанника, исходя из социального опыта, возможностей и способностей подростка;
  • Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру.
  • Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения, повышать стрессоустойчивость;
  • Профилактика и пропаганда ЗОЖ.
  • Повысить интеллектуальный и нравственный уровень обучающегося.
  • Ориентировать подростка в профессиональном самоопределении.

Актуальность темы:

Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения, умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе и его референтной группе посредством собственной активности и чужого влияния. От того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни. Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др).

Индивидуальный образовательный маршрут ученика выпускного класса, оставшегося без попечения родителей.

Целевой раздел необходимой помощи

Содержание раздела

Контролируемые параметры (или предполагаемое поведение ребенка)

Сроки проведения

Педагогическая помощь

Развитие навыков самообслуживания

Привлечение к общественно-полезным мероприятиям, создание обучающих ситуаций. Привлечение к участию в конкурсах-смотрах «Внешний вид спальных комнат», операции «Чистый двор». Цикл бесед «Азбука делового человека» направленна на формирование сознательной потребности в труде.

 

Социально- коммуникативное развитие

Навыки общения со сверстниками: Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития коммуникативных навыков. (Автор-составитель Н.А. Сакович). Групповые заняти-практикумы «Общение без конфликтов»;
Формирование правовой грамотности: Цикл познавательных игр  «Я в мире прав и обязанностей».
Определение своего социального статуса:  Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков «Твой мир».
Социально-бытовая ориентация: связь с общественностью поселка. Цикл экскурсий на социально-значимые объекты.

 

Речевое развитие

Формирование речевой культуры: Беседа с элементами тренинга "Сила слова или яд сквернословия" Знакомство с приемами речевого самоконтроля и развитие коммуникативных навыков.

 

Художественно-эстетическое развитие

Формирование эстетического вкуса и стремления к прекрасному: Цикл виртуальных экскурсий «Художественные галереи мира», «Вариации прекрасного», «Путешествия по музеям России».; Освоение гуманистических ценностей: Цикл бесед «Я среди людей»; Формирование художественно-эстетической толерантности: Цикл занятий «Культура народов мира»

 

Физическое развитие

Формирование навыков здорового образа жизни: Программа «Хочу быть здоровым!»; Профилактика вредных привычек: агитационная деятельность: «Нет табачному дыму!» Диалоги о вредных привычках.

 

Интеллектуальное развитие

Формирование познавательных интересов: Образовательная программа по внеурочной деятельности «Тренировка для ума» Составитель:  Афанасьева Елена Васильевна
Афанасьева Е.В.).  Развитие личностной саморегуляции: Курс практических занятий "Учимся управлять собой"; Проектная деятельность.

 

Развитие творческих способностей

Формирование специальных возможностей происходит на занятиях в творческих мастерских, кружках, секциях. Овладение приемами творческого самовыражения достигается благодаря привлечению к исследовательской работе: «Молодежные субкультуры», «Традиции русских праздников»; выполнение индивидуальных творческих работ: «Дневник победы»; мини-проект «Жизнь замечательных людей»

 

Помощь в самоопределении

Диагностика :  Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов) , Методика «Карта интересов»; Ознакомительные занятия «Мир профессий»;  составление индивидуальной карты по самоопределению «Личностное портфолио старшеклассника». Программа по профориентационной подготовки «На пороге взрослой жизни»

 

Литература.

  1. Абельбейсов В.А., Москва «Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы».
  2. Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития коммуникативных навыков. (Автор-составитель Н.А. Сакович).
  3. Институт повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области ГУ «Детская деревня семейного типа города Павлодара».
  4. Программа социальной адаптации подростков «Я сам строю свою жизнь».
  5. Образовательная программа по внеурочной деятельности «Тренировка для ума» Составитель:  Афанасьева Елена Васильевна.
  6. Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков «Твой мир».