Путешествие в город Здоровья

Разделы: Внеклассная работа


Цель: выявление наиболее эффективных форм и методов формирования знаний о зрении и его охране у школьников в процессе внеклассной деятельности.

Задачи:

  • Сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений о глазах - главных помощниках человека;
  • Научить детей нести личную ответственность за охрану зрения.

Внеклассное занятие направлено на то, чтобы младший школьник учился:

  • проявлять активность, инициативу, предприимчивость, контактность, самостоятельность, дисциплинированность, критичность и просто энергию;
  • понимать и познавать, прежде всего, самого себя и свои возможности;
  • слушать и слышать, уметь уступать или разрешать конфликтную ситуацию;
  • нормальным межличностным отношениям;
  • отстаивать свою точку зрения в любой ситуации;
  • принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

(дети здороваются)

- Да, я просила вас поздороваться. Здравствуй - это, значит, желать здоровья. А здоровье - дороже любого богатства.

2. Подготовительная беседа.

-  Ребята, скажите, как человек общается с окружающей средой?

(Человек общается с окружающей средой с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)

- А какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

(Нам помогают глаза, уши, нос, язык, руки)

- Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

- Давайте вспомним наш девиз занятий о здоровье. (произносят хором)

«В здоровом теле, здоровый дух!» (показать слайд № 1)

3. Беседа по теме.

- Итак, прежде чем мы начнем мероприятие, догадайтесь, о чем пойдет речь. (показ маски)

- Что это? (это маска)

- Что такое маска? (Маска - это специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз)

- Для кого предназначена эта маска? (Для человека)

- Чего не хватает? (Не хватает глаз)

- Но у маски есть вырезы для глаз? Так в чем же дело? (Здесь не живые глаза)

- А какие они у человека? (Живые, чувствительные, удивительные, выразительные)

- Исходя из того, что вы услышали, подумайте и скажите, какова будет тема нашего занятия о здоровье? (Будем говорить о зрении, о глазах)

Посмотрите на доску.

(показ слайда № 2) «Чудесное яблоко»

- Почему «чудесное яблоко»?

Мы сегодня будем вместе искать ответы на эти вопросы.

 4. «Устойчивые выражения».

- Посмотрите на доску.

(показ слайда № 3)

Хоть глаз выкали   

   очень темно

С глазу на глаз        

      наедине

Глазом не моргнуть                   

         мгновенно

Пускать пыль в глаза                

         обмануть

- Что их объединяет? (Есть слово глаз)

Наши глаза имеют волшебную силу!

- Так в чем же секрет волшебной силы глаз? (Они отражают ум человека, сообразительность, его душу)

Ведь не зря говорят, что глаза – это зеркало души!

5. «Глаза - зеркало души»

- В глазах как в зеркале отражается душа человека.

- Давайте вспомним, а что мы умеем делать глазами?

  • Смотреть
  • Моргать
  • Подмигивать
  • Открывать
  • Закрывать
  • Щурить
  • Разговаривать
  • Хлопать

6. Физкультурная минутка.

Для начала поморгаем
Быстро, быстро раз, два, три
Отдохнули, повторяем-
Упражнения свои.

А теперь глаза зажмурим,
Все успели? Молодцы
Открываем, вновь зажмурим,
И еще раз повторим.

Упражнение другое
Все глаза закройте, раз!
Помассируйте рукою,
Мягко веко ваших глаз.

Все отлично занимались
Нам расслабиться пора.
Свои глазки открываем
Отдыхает детвора.

(показать слайд № 4, 5, 6)

Я предлагаю вам поиграть. Встаньте, ребята.

1) Мама принесла из магазина 10 яиц, одно оказалось золотое. Вот это да! Вы удивились, покажите друг другу.

- Что вы показали глазами? (Удивление)

2) К вам пришел друг, которого вы давно не видели. Вы рады очень-очень. Покажите друг другу как?

- Что вы изобразили? (Радость)

3) Вас обидели. Вы сердиты, покажите друг другу, как?

- Что вы изобразили? (Сердитость)

(показать слайд № 7)

- А как трудно жить людям, лишенным возможности видеть.

- Дети, закройте на миг глаза. (дети закрывают глаза)

- Что вы почувствовали? (ответы детей, страх)

- На Земле встречаются совсем слепые люди. Отчего?

(Они рождаются такими или становятся ими в результате несчастного случая)

- Они ходят с белой тростью - это международный знак, указывающий, что идет слепой. Эти люди видят иначе: лучше слышат, чувствуют, читают специальные книги с выпуклыми буквами, пишут  в специальных тетрадях, используют собак-поводырей.

7. «Освобождение Доктора Айболита».

Стук в дверь.

Заходят Лисенок и Волчонок.

Л. Здравствуйте, ребята!

В. Здравствуйте! (дети здороваются)

Л. Вы узнали нас?

В. Отгадайте, из какого мы произведения?

Добрый доктор, Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи ко мне лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор, Айболит!

(ответы детей)

Л. Ребята, мы пришли к вам за помощью. Дело в том, что злой Бармалей похитил доктора Айболита и вернет его, если мы ответим на его вопросы.

(показывают листок с вопросами)

В. Но, к сожалению, мы не знаем ответов на эти вопросы. Может, вы нам поможете?

- Ребята, давайте поможем выручить Айболита! Ответим на вопросы. Итак, первый вопрос, пожалуйста!

Ответы на вопросы.

Л. Что это такое? (крутит листок в разные стороны)

(Это глаз)

В. А от чего зависит цвет глаз? (Цвет наших глаз зависит от радужки. Она бывает голубого, серого, коричневого, зеленого цвета)

Л. С какими глазами рождаются? (С голубыми. У некоторых они так и остаются. У других -  меняется)

В.Что это за черная точка в глазах? (Это зрачок. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется.

Л. Подумайте, для чего человеку брови. (Брови останавливают пот со лба)

В.Для чего нужны веки? (Веки - складка кожи, как футляр, защищают глаза во время сна)

Л. Ой, мне соринка в глаз попала. Ой, больно! Что делать? (Нужно вести кончиком пальца от внешнего угла к носу, и соринка выскочит)

Л. Спасибо!

В. Зачем человеку слезы? (Слезы смывают с глаза пыль, они поливают глаз, чтобы он всегда был влажный, иначе он потрескается и будет болеть)

- Правильно, это «полезные» слезы. Но могут быть ведь и бесполезные, это «крокодиловы» слезы или слезы «капризули». Надеюсь, что их у вас нет.

Л. Ой, и молодцы вы, ребята! Очень хорошо знаете как устроен глаз человека.

В. И правильно ответили на все вопросы. (появляется доктор Айболит)

Д. А. Здравствуйте, ребята! Спасибо за то, что спасли меня от злого Бармалея. Теперь я снова могу помогать моим любимым зверюшкам. И вам  обещаю всегда помочь. Я вижу вы очень много знаете о глазах.

8. Что полезно и что вредно.

Д. А. Дети, самое главное - это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением. Как же нужно беречь зрение?

- Давайте вспомним, что полезно для глаз, а что вредно.(показ слайда №8,9)

  • Читать, писать при хорошем освещении.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.
  • Нельзя читать книги в транспорте.
  • Нельзя читать лежа.
  • Расстояние до телевизора 2-3 м и еще - телевизор нельзя долго смотреть
  • Работать на компьютере 15 минут.
  • Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
  • Глазам нужен отдых.
  • Нельзя стесняться носить очки.
  • Посещай врача.

- Я думаю, что мы помогли сохранить зрение не только себе, но и многим окружающим тоже.

А сейчас я хочу рассказать о глазах некоторых животных!

9. «Энциклопедия».

А сейчас я хочу рассказать о глазах некоторых животных! (показать слайд № 10, 11, 12, 13, 14)

  1. У пучеглазого рака глаза висят на ниточках.
  2. Летучая мышь живет в темноте и видит ушами- локаторами.
  3. У орла глаза, как зоркие бинокли, чтобы видеть добычу с большой высоты.
  4. Улитка видит вблизи кончиков усиков.
  5. У крота вообще нет глаз, они ему не нужны, так как он живет под землей, а там совершенно нет света.
  6. У совы глаза не двигаются, зато она вертит головой, как никакое другое животное.
  7. Цветы тоже могут видеть, они поворачивают за солнцем свои головки, семена видят солнце сквозь почву.

10. Итог занятия.

- Ну, пора подвести итог занятия. А хочу вам напомнить вопрос, на который мы искали ответ? Почему же чудесное яблоко?
(показ слайда № 15)

Чудесное яблоко

Как вы на него теперь ответите?

(Глаза - наши помощники. Глаз похож на яблоко. Глаза нужно беречь, как чудо!)

- Вы меня порадовали своей активной работой. Спасибо вам. Повернитесь лицами друг к другу, пожмите руки и поблагодарите за хорошую работу.

(показ слайда № 16) «Спасибо за работу!»