Урок на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся об однородных членах предложения, формировать умение находить однородные члены предложения в тексте, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в простых осложненных предложениях с однородными членами и составления их схемы;
  • развивать орфографическую зоркость, умение точно употреблять однородные члены предложения в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся, познавательную активность;
  • воспитывать трудолюбие, умение работать в группе, доброжелательность, сотрудничество, взаимопомощь, интерес к предмету.

Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой.

2. Мотивация учебной деятельности

У нас сегодня урок систематизации знаний.

(Музыка, слайды 1-5) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Достопримечательности какого города вы видите? (Мурманск)

Мурманск – это не просто город, а город-герой.

  • Кто знает, когда было присвоено высокое звание города-героя? (В 1985 году)
  • За что он его заслужил? Мы ответим на этот вопрос в течение урока.

Прекрасные слова посвятил своему городу Алексей Шепелев

До счастья дороги всегда нелегки.
С душой откровенной и гордой –
Смотри – зажигает свои маяки
Наш мудрый, наш тёплый город.

С точки зрения грамматики как называются слова “откровенной и гордой”, “мудрый и теплый”? (ОЧП)

3. Формулирование темы и цели урока

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: “Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения”.

Записываем дату, классная работа.

Так какова же цель нашего урока?

- обобщить знания об однородных членах предложения;

- отработать навыки в построении схем, постановке знаков препинания.

Переходим к реализации поставленных целей.

4. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

Блиц-опрос по теме “ОЧП”

Проведем блиц-опрос. Условия проведения опроса: правая рука – нет, левая – дополнения, да – сидим без движения.

1. Однородные члены предложения – это всегда слова одной части речи? (Нет.)

2. Однородные члены соединяются только союзами? (Нет.)

3. Союз да всегда соединительный? (Нет, он может быть противительным.)

4. В предложении Мурманский морской торговый порт является крупнейшим незамерзающим портом России есть однородные определения? (Нет, определения характеризуют предмет с разных сторон.)

5. Перед какой группой сочинительных союзов всегда ставится запятая? (Перед противительными союзами.)

6. Запятая перед одиночным, неповторяющимся союзом или ставится? (Нет.)

Схемы на доске “Расставьте знаки препинания”

Ребята, перед вами схемы однородных членов предложения. Вам НЕОБХОДИМО расставить знаки препинания в схемах и доказать, почему вы так думаете. У доски 3 человека.

1. и O и O и O и O

2. O зато O

3. не только O но и O

4. как O так и O

5. ни O ни O ни O

6. O и O O и O

Выборочный диктант

Выписать однородные члены с главным словом.

Например:

  1. В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха.
  2. Город выстоял, был неприступным для врага и сдерживал натиск более сорока месяцев.
  3. Город Мурманск награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью “Золотая Звезда”.

Как вы думаете, можно ли из этих предложений сделать вывод, почему Мурманск является городом-героем?

Фашистская Германия пыталась захватить город. Мурманск –

неприступная крепость, это город, сожженный практически до тла, жил, трудился, воевал. Мужественно и стойко сражались все: от солдата до высшего командира. Жители без устали ковали победу в этой страшной войне. Увековечена память защитникам Заполярья. Их именами названы улицы, поселки, школы. Наша школа носит имя дважды героя Советского союза – Бориса Феоктистовича Сафонова.

Следующее задание: На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то:

Город красив ... зимой, ... летом.

Мурманск является ... индустриальным, ... транспортным центром.

Объясните постановку знаков препинания и начертите схемы.

Когда есть двойные союзы, где ставится запятая?

Четвертый лишний

У вас на столах лежат карточки, вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить четвертое лишнее словосочетание.

Приложение 1

Величественный мурманский п..йзаж, необыкновенная уникальная пр...рода, заснеженный экскурсионный м...ршрут, первозданный горный л..н..шафт.

С какими видами орфограмм вы встретились? (Непроверяемые гласные и согласные в корне слова).

Какое же словосочетание лишнее? (второе). Почему оно лишнее? Докажите! (Во втором словосочетании определения однородные, между ними нужно поставить запятую).

Какие определения являются однородными?

5. Рефлексия

Приложение 2

Давайте немного отдохнем и проведем разминку для глаз.

6. Применение знаний и умений

И площадь Пять углов, и церковь Спаса-на-водах, и мемориал “Защитникам Советского Заполярья”, и Мурманский океанариум всё влечёт туристов снова и снова в Мурманск. [и O, и O, и O, и O - ?].

Какой знак в этом предложении не поставлен? (Тире).

Объясните, почему здесь нужно поставить тире?

А какие ещё знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом?

Задание 1. Переконструируйте это предложение, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами, запишите его и расставьте знаки препинания.

Все ли случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом мы рассмотрели. (Строят схему и объясняют постановку знаков препинания).

Задание 2. Устно переконструируйте данное предложение, чтобы в нём было и двоеточие, и тире.

Лингвистическая минутка.

Владимир Соловьев посвятил Мурманску прекрасное стихотворение. Вам нужно вставить пропущенные однородные члены.

Во второй строке – прилагательные, в третьей и четвертой – существительные.

Что у вас получилось? (прослушать два ответа)

Будут ли вставленные слова однородными членами предложения?

Какими членами предложения они являются? (определения, сказуемые)

Какую роль играют однородные члены предложения в тексте? (делают речь выразительнее, красивее, ярче)

7. Подведение итогов урока

Наш урок приближается к концу. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (Систематизировать знания об однородных членах предложения.)

  • Достигли ли мы её? (да)
  • Что нового мы узнали о Мурманске?
  • Какие факты вызвали у вас интерес?
  • Какая дата для нас, жителей Кольского полуострова, стала ярчайшим событием в 2016 году? (4 октября 2016)

8. Домашнее задание

В связи с этим событием я предлагаю вам следующее домашнее задание.

Вам нужно написать сочинение-миниатюру “Есть на карте России город дивный, город славный”, используя предложения с однородными членами.

9. Рефлексия

А теперь оцените себя и свои знания. У вас на партах лежат карточки, заполните их.

10. Выставление оценок

Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.