НОД по дифференциации звуков с детьми 6–7 лет на тему "Звуки [с], [з]. Буквы с,з". Книга-памятка "Различай С и З"

Разделы: Логопедия


Тип: углубленно-познавательное.

Форма НОД: совместно-партнёрская.

Форма организации: подгрупповая.

Форма проведения: мастерская.

Основной вид деятельности: продуктивная.

Продукт деятельности: книга-памятка «Различай С и З».

Длительность: 35 минут.

Цель: создание книги (брошюры – памятки) по различению звуков [с], [з], используя различные задания.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.
(Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
1. Закрепить знания о механизме организации звуков [С] и [З] и их акустических особенностях.
2. Закрепить понятия «звонкие и глухие согласные звуки», активизировать их в пассивном и активном словаре детей.
3. Обучать детей выделять звуки  [С] и [З]  в словах.
4. Закрепить знание букв С, З.
5. Учить детей выполнять звукобуквенный анализ слов типа КОЗЫ, КОСЫ, и синтезировать слова типа НОС, ЗАЛ.
6. Упражнять в чтении  односложных слов.
7. Упражнять в делении слов на слоги.
8. Актуализировать представления детей о профессиях людей, задействованных в создании книги.

Коррекционно-развивающие.
1.Развивать творческие способности детей при передаче различных образов, используя жесты, мимику, интонационную выразительность речи. (ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)
2. Развивать умение координировать речь с движением, двигательную активность, двигательное внимание, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве посредством выполнения упражнений динамических моментов. (ОО «Физическое развитие)
3. Развивать фонематический слух. (ОО «Речевое развитие»).
4. Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать ответ, совместно обсуждать проблемные вопросы, участвовать в диалоге. (ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».)

Коррекционно-воспитательные.
(ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
1. Формировать положительное отношение и интерес к занятиям (через создание ситуации успеха, использование наглядности, игровых моментов).
2. Воспитывать отзывчивость (через стимулирование желания помочь друг другу).
3. Воспитывать самостоятельность,  целеустремлённость в достижении конечного результата, осуществлять совместную деятельность, сотрудничество друг с другом и взрослым.

Интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа.
 Постановка и автоматизация  звуков [с], [з].

  • Оборудование:
    Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Как делают книгу?»  и оборудование для её демонстрации, план-сравнение артикуляции звуков Си З, опорные схемы «Создатели книги», «Правила работы в группах»
  • Раздаточный материал: листы с заданиями для создания книги, клей, цветные и простые карандаши, картинки-символы звуков и букв С и З для её оформления.
  • Музыкальное сопровождение: логопедические распевки Овчинниковой Т.С. «Лиса», «Коза»; спокойная музыка для создания настроения при создании листов книги.

Ход деятельности

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности

 

- Сядет тот из вас, кто выполнит задание. Нужно запомнить и верно повторить цепочку слогов или слов:
са-за-са, сайка-зайка-зайка и т.п.
Организация: дети стоят у стульчиков, расположенных полукругом на ковре. Выполнивший задание верно, садится на стульчик.
- Детский поэт Сергей Михалков написал стихотворение о мальчике, который очень непонятно говорил. Хотите послушать отрывок из этого произведения? (Логопед зачитывает отрывок произведения.) Всё стихотворение я предлагаю вам прочесть вместе с воспитателем. По прочтении дети высказывают свои предположения.
Почему слово «свидание» у Саши звучало как слово «здание», какие звуки перепутал Саша в начале этих слов? Почему это могло произойти? Догадались ли вы, о каких звуках мы будем сегодня с вами говорить? Возможные предположения детей: Саша мог не различать именно эти звуки; именно эти звуки встречались в заданиях в самом начале занятия и др.
- Как вы догадались об этом?
- Как вы думаете, а вам надо поупражняться в различении и произношении звуков С и З и почему?
Допускали ошибки в заданиях в начале занятия.

- Как мы можем потренировать их в различении этих звуков и букв?
- Как вы думаете, какие задания смогут нам помочь правильно произносить и не путать звуки [с] и [з]?
- Какие ещё задания помогают нам научиться различать звуки и буквы?
- Выберите листы с заданиями, которые помогут нам в различении звуков [с] и [з] и букв СиЗ.

Возможные ответы детей:
- сделать артикуляционную гимнастику;
- поупражняться в чтении слогов, слов, предложений;
- поупражняться в печатании букв, слогов, слов, предложений;
- подобрать картинки к буквам;
- выполнить анализ слов;
- составить слова с этими буквами и т.п.

- Ребята, вы выбрали  хорошие упражнения.  А как вы думаете, что получится, если соединить листы с выполненными заданиями?

- Верно, у нас получится книга-памятка для различения звуков [с] и [з]. Хотели бы вы попробовать сейчас сделать такую книгу?

Дети делают свои предположения.

 

2. Планирование деятельности - Как же нам создать такую книгу?
Посмотрите, сколько людей должно потрудиться над созданием книги.
-Что делает писатель?
- Что должен сделать редактор?
- В чём заключается работа художника при  создании книги?
- Кто печатает книгу?
- Чтобы книга вышла в свет,  должна быть выполнена сложная, дружная и интересная работа целой команды людей.
 Опорные схемы на доске на тему «Создание книги»: писатель (автор)- редактор-корректор - художник-верстальщик и дизайнер обложки – работники монтажного цеха-печатники – фальцовщик-переплётчики-читатель».
Актуализируются представления детей о профессиональных действиях людей, задействованных в создании книги.
  - И нам тоже предстоит интересная, но трудная и большая работа. Как нам лучше её организовать, чтобы всё успеть? Дети предлагают свои варианты. Один из них – разделиться на группы и распределить задания.
 

- Перед тем, как мы приступим к совместной работе, я предлагаю вам немного размяться и выполнить задания.

Для ф/слуха: издатель, писатель, автор, дизайнер, страница (лист), верстальщик. Какое слово лишнее и почему?

Выполнение артикуляционных упражнений, подготавливающих  к произношению звуков[с] и [з] с объяснением их выбора; игры-звукоподражания для уточнения правильной артикуляции («насос»,»песенка водички», «комарики»), найди нужную букву.
«Буквы из пальчиков».
«Прострой букву из пальчиков, услышав звук».

  - Предлагаю вам распределиться на три команды по 3-4 человек для создания книги – памятки: кто с кем хотел бы работать?
-Выберите листы с заданиями, которые хотела бы  выполнить ваша команда.
-Итак, у нас есть три команды.
После выполнения разминочных заданий дети объединяются на основе личных симпатий в три подгруппы.

 

-Давайте вспомним правила работы в группах.
-Располагайтесь за рабочими столиками.
-Договоритесь, о чём расскажет каждая из страничек вашей книги. Рассмотрите листы, прочитайте задания.
Что нужно будет приклеить? Что вам понадобится для аппликации? Что нужно написать? Что можно раскрасить? Договоритесь между собой, кто из вас про какую страничку нам расскажет.

Проговаривают в рифму правила работы в группах.
.

3.Действия - Издательские команды хорошо поработали. В нашей книге получилось три части – три главы, состоящие из нескольких отдельных страниц.
Примечание по содержанию заданий.
Глава 1. Звуки, буквы, слоги.
 -расскажи о звуке, приклей обозначения;
- на что похожа буква? (приклей или нарисуй);
-вставь букву в слог, прочитай.
Распределив работу, дети выполняют задания на своих листах.
  Глава 2. Работа со словами.
- раскрась буквы и кружки, соедини картинку с буквой, сосчитай слоги в слове;
Перечень слов, которые можно составить из букв.
Со звуком С:сом, нос, сам, сок.
Со звуком З:воз, зов, зал, лаз.
  - составь слова из трёх букв: В, О, С, Н,Л,К, А, М,З козы          косы
 

Глава 3. Работа с предложениями.
- вклей (раскрась) кружки правильно;

- прочитай, вставь букву.

На лугу пасутся козы.
Зоя заплетает косы.

У Сони болит  зуб.
Мама варит суп.

  - Что нам нужно сделать дальше, чтобы у нас получилась книга?
- Несите наши странички на общий стол. Давайте решим, в каком порядке мы их будем соединять. О чём будет говориться у нас в первой главе? В какой последовательности надо расположить страницы в этой главе? Во второй? Какие задания войдут в третью главу? В каком порядке расположим в ней страницы?
Дети определяют последовательность расположения страниц в главах. Логопед с их помощью скрепляет страницы стиплером  и скотчем.
С помощью взрослого дети определяют последовательность расположения листов: работа со звуком (дифференциация звуков), работа с буквой, работа со слогами (дифференциация звуков и букв в слогах), задания со словами (дифференциация С-З в словах), с предложениями (дифференциация С-З в предложениях).
  - А теперь давайте посмотрим, что за книга – памятка у нас получилась. Проходите в читальный зал и располагайтесь на стульчиках, чтобы всем хорошо было видно. Сейчас мы озвучим наши странички. Книга-памятка выставляется на подставке. Логопед и дети договариваются о том, кто какую страничку и в какой последовательности будет озвучивать.
  - При создании книги мы с вами были авторами, когда придумывали, о чём будет наша книга и какие задания войдут в неё. Редакторами - когда принимали решение о её издании.
- Ещё были художниками - оформителями, когда выполняли рисунки (и т.д.). А сейчас будем читателями и рассказчиками.
Каждая из подгрупп по главам по очереди представляет свои странички. Логопед напоминает о последовательности. При необходимости дети из других подгрупп дополняют ответы, оказывают помощь.

 

- А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить музыкальные разминки.
В какие слова превратятся слова лиса  и коза, если перепутаешь звуки С и З?

Дети выполняют упр. на координацию речи с движением под музыку «Лиса», и «Коза». (Дифференциаия С-З в связной речи).

4. Результат деятельности и рефлексия (оценка) - Ребята, понравилась ли вам наша книга? Сможет ли она помочь в различении звуков и букв С и З? Что у вас получилось лучше? Какие страницы книги вам понравились больше? Какие задания в ней показались интересными? Как вы думаете, почему мы смогли с вами сделать такую книгу? Дети оценивают  конечный совместный продукт и коллективную работу.
  - Какое название подойдёт нашей книге?
- Поможет ли эта книга-памятка в различении звуков и букв С и З?
- Что из неё можно узнать?
- Эта книга будет хорошим помощником в различении С и З.

Детьми высказываются варианты названий, выбирается наиболее подходящее.

Ответы детей.

 

- А какие ещё задания можно было бы включить туда?
-Эту работу вы можете продолжить в группе в свободное время.
-Где мы можем разместить эту книгу для ознакомления  с ней других детей?
- Благодарю вас за совместный творческий труд.

Дети предлагают.

 

Дети размещают книгу в читательском уголке, либо в речевом уголке.

Процесс создания книги «различай С и З»

А вот что у нас получилось