Трансформация педагогической практики учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Интеграция Казахстана в мировое экономическое и образовательное пространство-время коренным образом изменяет подходы к решению многих психолого-педагогических проблем-задач. «Основной целью образования становится не просто совокупность ЗУН, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность».  «Конкурентоспособность нации определяется, в первую очередь, уровнем ее образованности».

«Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации».(1) Обновление содержания среднего образования в нашей республике направлено на преодоление недостатков действующей системы среднего образования, которые являются сдерживающими факторами развития и не позволяют выйти на качественно новый уровень «в новое измерение ХХI». (3)

Реализация обновленной образовательной программы и системы критериального оценивания является одним из мероприятий по достижению поставленных целей.

Эффективность реформы среднего образования нашей страны Программа развития образования Казахстана до 2020 года (Концепция 2015 «Образование в течение жизни») – переход от знаниевой парадигмы к компетентностной (Обновление содержания среднего образования РК), переход на 12-летнее образование (Болонский процесс), переход на новую модель выпускника «Стратегия ИРКЛ-ИУВ» (Интеллектуальное развитие культурной личности «Идеальный умственный возраст» = Гражданин Мира) – во многом зависит от подготовленности учительского корпуса страны к работе по обновленному содержанию среднего образования, поэтому архиважным является релевантная трансформация педагогической практики учителя и его исследовательской деятельности на новом этапе развития общества («Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания»).

Перманентно в центре внимания педагогической общественности находятся образовательные программы НИШ, сейчас происходит активная трансляция данного опыта в общеобразовательные школы. Сегодня приоритеты в системе ценностей определены общенациональной идеей «Мэнгiлiк ел».

Западный менеджмент: 1% активных, деятельных, креативных выпускников школ могут увеличить ВВП страны на 1%.

Таким образом, культурно-экономический подход «Триединство Языков» (Система видения «Развитие критического мышления») к реформе среднего образования РК «Переход на мировые стандарты образования» детерминирован Стратегией Казахстан-2050 (Казахстан в Глобальном мире).

Следовательно, по окончанию школы общество должно получить  казахстанскую модель выпускника: целеустремленную, саморазвивающуюся личность, избравшую целью и формой своей деятельности безостановочное интеллектуальное развитие (самосовершенствование), обретающую уникальную возможность развиться, познать окружающий мир и самого себя, применить силу своего интеллекта в строительстве современной цивилизации и стать Гражданином Мира. Это значит, что для того, чтобы успешно взаимодействовать с современным миром и миром завтрашнего дня, учащимся необходимы компетентностные навыки.

Новые Государственные общеобязательные стандарты среднего образования и учебные программы по предметам разработаны на основе интеграции двух подходов: ценностно-ориентированного и системно-деятельностного.

Ценности: творческое и критическое мышление, коммуникативные способности, проявление уважения к другим культурам и точкам зрения, ответственность, здоровье, дружба и забота об окружающих, готовность учиться на протяжении всей жизни.

Навыки: критическое мышление, самостоятельный поиск информации, навыки в области ИКТ, способность творчески применять знания, способность решать проблемы, научно-исследовательские навыки, коммуникативные навыки (включая языковые навыки), способность работать в команде, группе и индивидуально. (4)

В учебных программах по основным предметам начальных классов рассматриваются все эти ценности и навыки с учетом ожидаемых результатов.

Содержательный компонент обновленной учебной программы:

- принцип спиральности в проектировании содержания предмета;
- иерархия целей обучения по таксономии Блума;
- педагогическое целеполагание по уровням образования на протяжении всего курса обучения;
- наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и реализация межпредметных связей;
- соответствие содержания разделов и тем предметов духу времени;
- технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Учебная программа, методика обучения и оценивание – это три ключевых компонента обучения и последовательной совместной работы обучающихся (конструктивистский подход). Методика обучения при реализации обновленного содержания является важным аспектом обеспечения высоких стандартов обучающихся.

1. Обучающиеся принимают активное участие в процессе обучения (МП*УУО). Они оценивают знания, представляют доказательства своих выводов и критически относятся к другим.

2. Учителя используют методику обучения, в центре которой стоит ученик, и действуют в качестве ролевых моделей для построения и анализа аргументов.

3. Учебная программа включает в себя подходы к решению проблем.

4. Учителя и обучающиеся имеют навыки для оценивания утверждений и обучающиеся не должны оцениваться исключительно по тестам.

5. Обучающиеся рефлексируют свои знания и умеют анализировать процесс их приобретения, имеют возможность участвовать в диалоге и совместном обучении.

Таким образом, конструктивистские подходы к обучению по сравнению с  «традиционными»  подходами передачи знаний способствуют более высоким результатам в обучении, т.к. основаны на концепции понимания учащимися новых знаний и понятий, их взаимодействия с имеющимися знаниями, где развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми.

Следующим инструментом в управлении качеством образования является оценивание. Под «традиционным» оцениванием подразумевается сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой или средним уровнем знаний класса в целом, достижения каждого ученика не учитываются, но учитываются текущие оценки, что не дает представления об усвоении конкретных тем или разделов, отсутствуют ожидаемые результаты обучения.

По обновленной программе во всех школах вводится критериальное оценивание результатов обучения, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся. (5)  При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания, разрабатываемых совместно с учащимися  и хорошо им понятных.
Критериальное оценивание включает в себя формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО). Формативное оценивание – неотъемлемая часть ежедневного процесса преподавания и учения, проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. Формативное оценивание – это оценивание для обучения.

Суммативное оценивание проводится по итогам разделов, четвертей, полугодия, года с выставлением баллов и оценок. Суммативное оценивание – это оценивание обучения.

Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.

«Микропреподавание: хочется отметить, что курсы по обновленной системе образования способствовали совершенствованию  педагогического мастерства. Если в начале курсов мы имели очень расплывчатое представление о сути обновленного образования и необходимости его введения, о критериальном оценивании и его составляющих (больше всего смущало формативное оценивание в части отсутствия оценок), не видели разницы в «Оценивании для обучения» и «Оценивании обучения», то к концу первой недели (после ознакомления с теорией, работы в группах) в этих вопросах появилась ясность». (6)

Итак, цель программы: координация направления движения казахстанского образования с учетом глобальных изменений, происходящих в мире.

Задача программы: подготовка выпускника школы, обладающего навыками ХХI века.

Литература.

1. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31.01.2017г.

2. «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной начальной школе» - Назаренко Г.А., Журина А.А., Нигай Ю.Г. – М.»Первое сентября», 2015г.

3.»Обновление содержания школьного образования» - Абдильдина Ж.Н., «Педагогический диалог»  № 2 (16) 2016г.

4. «Руководство для учителя» - образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов – ЦПМ (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»), 2015г.

5. «Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальных классов» - УМП (АОО Назарбаев Интеллектуальные школы), Астана, 2016г.

6. Фрагмент презентации Назаренко Г.А. на курсах повышения квалификации при ЦПМ по обновленной образовательной программе, г.Алматы, 28.08.2017г.