Формирование личности младших школьников в контексте диалога культур

Разделы: Начальная школа


Современное российское общество в силу своей полиэтничности, поликультурности и многоязычия ставит перед общеобразовательными организациями ряд теоретических и практических задач, связанных с воспитанием учащихся в новых условиях усложненного взаимодействия разных народов. Духовно-нравственное воспитание занимает важное место среди педагогических проблем, как одна из наиболее острых, во многом определяющая специфику многонационального российского общества.

Каждый человек, являясь носителем большого комплекса этнических особенностей и традиционных устоев своего народа, должен обладать совокупностью личностных установок, положительных тенденций, разносторонних способностей, общечеловеческих ценностей, регулирующих поведение людей в обществе, семье, труде и быту. Эти ценностные установки и приоритеты формируются у человека прежде всего в семье, где он через призму национального самосознания получает первоначальное воспитание (Б.Ш. Алиева, П.А. Лебедев, Н.Л. Селиванова, Я.С. Смирнова) и осваивает традиции и культуру той или иной этнической, либо полиэтнической среды.

Следовательно, важной задачей в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций является использование педагогами образовательного и воспитательного потенциала национальных культур, традиций, обычаев, средств народной педагогики.

Воспитание в общем виде понимается народной педагогикой как подготовка к жизни в обществе. В более обширном понимании воспитание - процесс передачи подрастающему поколению того, что уже накоплено обществом.

Общечеловеческие нравственные ценности не подвластны времени и пространству. Они должны сопровождать человека на всем его жизненном пути, независимо от внешних обстоятельств, социальных катаклизмов.

Более подробно остановимся на народном художественном творчестве как особом феномене культуры, его возможностях в духовно-нравственном развитии личности растущего человека.

В течение тысячелетий сказка открывала ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения. Именно через сказку устанавливает отличие между «хорошо» и «плохо».

С точки зрения процесса воспитания и самовоспитания сказка облекает в художественную форму, эстетически раскрывает для ребенка правила человеческого общежития, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим - значит, лишить прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и расстановка сил, олицетворяющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов (разных культур).

Каждый народ имеет свои национальные сказки, свои сюжеты, создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос, отражающий его национальные особенности, его историю и быт. Следует отметить отсутствие этнической ограниченности сказки в системе какого-то конкретного этноса, конкретного народа. Исторически сказка, в силу богатства ее содержания, преодолевает этнические границы и становится интернациональным явлением.

Это значение сказочного материала решает задачи не только социализации личности, но и социализации человечества, поскольку сказка выступает мощным средством его идентификации и интеграции.

Сказочная сфера является прекрасным полем диалога культур. Обратим внимание, что сказка является средством консолидации различных этнических культур, средством формирования общечеловеческих ценностей, о которых так мно­го говорят в последнее время. Сказка обладает свойствами универсального языка общения народов.

Становясь общемировым явлением, то есть, будучи адресованной всему человечеству, сказка не теряет своей этнической самобытности, она продол­жает функционировать в системе данной национальной культуры, что свидетельствует о единстве общечеловеческих и этнических функций сказки с точки зрения объекта взаимодействия.

Следовательно, сказка является самой устойчивой и доступной формой в становлении культуры личности и одним из самых мощных механизмов социоэмоционального развития ребенка.

Так что же такое сказка? Сказка по определению В.П. Аникина, - своеобразный идейно-эстетический и этический кодекс народа, здесь воплощены нравственные и эстетические понятия, и представления трудового народа, его чаяния и ожидания. В сказочной фантастике отражаются черты народа, ее создавшего. В радостном и светлом вымысле отражена вера народа в победу над черными силами гибели, вера в социальную справедливость» [2].

Сказка, вошедшая с давних времен в жизнь человека, является своеоб­разной историей и сокровищницей народной мудрости, а также универсальным средством передачи тех представлений об окружающем мире и самом человеке, которые складывались у людей в каждую историческую эпоху.

Сказки, отражая жизнь в фантастических образах, несут большую социокультурную нагрузку - передачу молодым людям жизненно­го опыта и знаний.

Сказка - это явление культуры.

Единство народного и авторского в сказке, как писал М.Горький, подчеркивает тот факт, что «наиболее глубокие и яркие художественно совер­шенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа» и что «лучшие произведения великих поэтов всех стран почерпнуты из сокровищницы коллективного творчества народа...» [4].

Большинство сказок мира не имеет авторов-создателей, являясь безымянными, представляя собой продукт коллективного творчества тех или иных этносов. Вот почему при типологии сказок чаще всего используют этнический признак: японские сказки, русские, бурятские, дагестанские и т.п. Главное, что определяет эти сказки, — это их нравственная определенность: едино представление людей о трусости и отваге, чести и бесчестии, предательстве и верности. И все сказки мира на стороне добра, всегда и повсюду воюющего со злом.
Интересным и нужным, на наш взгляд, является и сопоставление русских народных сказок и сказок народов Дагестана. Тема дружбы и коварства раскрыта в сказках «Лиса и волк» (рус.), «Лисица и змея» (авар.), «Лиса и змея» (лезгин.) и др. Ученики понимают, что все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.

Идеи бесстрашия и мужества отражены в содержании дагестанских сказок «Медвежий сын», «Сказка о Кара-Катыре», «Синяя птица», «Волшебный сад и его хозяйка», «Табунщик и дочь падишаха», в произведениях устного творчества других народов Дагестана.

Идеи дружелюбия, взаимовыручки, чувство товарищества отражены в содержании русской народной сказки «Курочка, мышка и тетерев»; сказка «У страха глаза велики» воспитывает у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. «Сивка-бурка» учит сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя, способствует зарождению в душе ребенка жажды подвига.

В общеобразовательной организации, как важнейшем социальном институте, должна быть сосредоточена культурная жизнь младших школьников.

Этнокультурные условия в духовно-нравственном воспитании оказывают существенное влияние на социализацию и воспитание личности [5].

В поликультурной среде и традициях народов России исторически заложен мощный воспитательный потенциал.

Как отмечается в «Основах государственной культурной политики», одной из острейших проблем современности является сохранение «традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций».

Современное воспитание должно осуществлять формирование в каждом ребенке человека культуры, нравственной личности, способной к созданию культурного пространства жизни и в этом нам поможет урок литературного чтения и дагестанской литературы.

В связи с тем, что значение накопленного веками народного педагогического опыта стремительно возрастает в нашу эпоху, важно использовать регионально-этническую педагогику.

Итак, диалог культур является средством духовно-нравственного воспитания младших школьников, аккумулирующим богатые идеи и опыт старших поколений.

Литература

  1. Алиева Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 Пятигорск, 2006, 375 с.
  2. Аникин В. П. Русская народная сказка. - М.: Худож.лит., 1984. - 176 с.: ил
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Г. Н. Волков // - Чебоксары, 1974, с.132
  4. Горький A.M. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 27. - М., 1953 - С. 305.
  5. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. -М.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 228 с.
  6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения/ А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков //   – М., 2011. – 23 с.
  7. Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Литература народов Дагестана: Книга для чтения в начальных классах городских школ. Ч. 1-я. / Авт.-сост.; Г.И. Магомедов, М.И. Шурпаева. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2009. – 160 с.
  8. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4 класса дагестанской общеобразовательной школы. / Ш.А. Мирзоев // – Махачкала: Издательство «Лотос», 2009. – 160 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект / РАО; Рук. проекта Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2008. -21 с.- (Стандарты второго поколения).