Приемы формирования регулятивных базовых учебных действий у детей с ОВЗ на этапе рефлексия

Разделы: Начальная школа


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
  • Дать представление о классификации рефлексии;
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Предполагаемый результат:

  • участники мастер-класса в процессе общения получат новые знания, поделятся своими предложениями, приёмами, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
  • педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент. (Звучит музыка «Улыбка»)

Добрый день!

Я рада приветствовать вас хорошим настроением и доброй искренней улыбкой.

Посмотрите друг на друга. Подарите присутствующим улыбку. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот мастер класс принесет вам радость общения.

И с помощью солнышек я хотела бы увидеть ваше настроение. Очень приятно!

II. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Ольга, мое качество ответственность. (Представление участников) А теперь Вы.

Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло  наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом  большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!

Тема моего мастер-класса «Рефлексия».

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР-КЛАССА

Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.

Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.  Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  • Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  • Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  • Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

В своей деятельности я использую разные виды рефлексии. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Этот вид рефлексии очень хорошо известен учителям ещѐ до появления ФГОС. (Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:

  • карточки с изображением лица;                                                                            
  • показ большого пальца вверх или вниз; 
  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
  • «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

1. Рефлексия деятельности

Именно это вид рефлексии появился с введением ФГОС. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приѐмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. (этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось;
  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки; 
  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие;
  • «светофор» - зелёный свет — дело понравилось, жёлтый — понравилось, но не всё, красный — не понравилось;

«Дерево успеха» - это один из любимых вариантов рефлексии на уроке. (показ «дерева успеха» используемого в классе)

Все эти варианты целесообразнее использовать при работе с учащимися с ОВЗ, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

2. рефлексия содержания учебного материала

Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т.е. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Своей работой я:

  • доволен…
  • не совсем доволен…
  • я недоволен, потому что…

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…
  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
  • они легче остальных заданий

Сегодня на уроке я…

  • научился...
  • было интересно…
  • было трудно…
  • мои ощущения…
  • этот урок дал мне для жизни…
  • больше всего понравились задания…

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».  

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения комплимент ( уч-ся оценивают друг друга на уроке, благодарят друг друга и учителя за урок.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР-КЛАССЕ

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так  в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии. 

У «человечка» руки опущены – ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР-КЛАССА

В заключение мне хотелось бы рассказать одну притчу.

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР-КЛАССА

И в заключение я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите спелый плод к нашему дереву творчества, зелёный — если что-то было, конечно, а вообще - ни то ни сё,  пропащий день.

- Спасибо за работу!

Список использованных источников

1. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012.

2. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011.

3. Каким должен быть современный урок. http://www.

3. Корбакова И. Н., Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2010.

4. http://www.ozhegov.org/words/30677.shtml

5. https://slovari.yandex.ru/