Проектная деятельность как метод развития индивидуальности дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


На современном этапе модернизации российского образования одним из важнейших направлений является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка.

Именно в дошкольном детстве формируются основы личности. Дошкольное детство – очень короткий отрезок жизни ребенка, который имеет очень большое значение для всего его последующего формирования. Именно в этот период получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Образование должно быть нацелено на раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребенка. Необходимо развивать навыки самостоятельной интеллектуально-практической деятельности направленной на достижение намеченного результата.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении познавательного  процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска ребенка.

Как добиться этого в дошкольном возрасте, когда познание у ребенка не является самоцелью, средством достижения цели? Любопытство - важнейшая черта детского поведения. Дошкольники – прирожденные исследователи, ибо только в исследовательской деятельности происходит их психическое развитие. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно ее направлять и помогать.

Одним из вариантов подобного сотрудничества взрослого и ребенка можно предложить проектную деятельность, которая имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения:

  • основана на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности взрослого и ребенка;
  • организована и осуществляется с целью получения конкретного результата;
  • осуществляется при использовании диалогичности между взрослым и ребенком, доминирует при этом ребенок, взрослый – поддерживает и направляет;
  • развивает исследовательские умения, такие как анализ и синтез, наблюдение, обобщение, умение делать выводы;
  • развивает социально-коммуникативные навыки, помогает осознать значимость сотрудничества для достижения результата;
  • предполагает предоставление свободы выбора содержания и принятия самостоятельных решений, исходя из личного опыта, знаний и умений;
  • имеет творческий характер;
  • способствует повышению личной уверенности у ребенка, дает возможность почувствовать себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, происходит осознание своего личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

Проекты в ДОУ могут быть самыми различными. Особо хочется выделить проекты индивидуальные детско-родительские, при работе над которыми ребенок должен будет обращаться к своим собственным ресурсам и стремиться их развивать и совершенствовать. Развитие  детско-родительских отношений при этом также переходит на новый уровень, возрастает заинтересованность родителей в понимании  потребностей и интересов своего ребёнка.

Успешная реализация с воспитанниками нашей группы таких проектов как «Игрушки моей бабушки», «Дневничок-здоровячок», «Традиции нашей семьи», «Моя родословная», «Моя первая книга» оправдывают себя, показывают действительное развитие индивидуальности в различных образовательных областях.

Известный ученый А.Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное — научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».