«Всякая любовь – великое счастье…» (И.А.Бунин) История любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Конспект урока анализа литературного произведения в 9-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями бунинского восприятия любви.
  2. Организовать групповую деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос урока.
  3. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст художественного произведения.
  4. Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме.
  5. Воспитывать культуру общения и культуру чувств, интерес к творчеству И.А.Бунина.

1. Целеполагание и мотивация.

Тема, к которой мы обращаемся, находит отклик в сердцах людей любого возраста, любого положения.

Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Определите одним словом, о чём это произведение? (О любви)

История одной любви и станет темой сегодняшнего урока.

Тема любви – одна из сквозных тем в искусстве  и одна из главных в творчестве русских писателей и поэтов. Вы уже не раз обращались к ней на уроках литературы, без сомнения, и сами прочли не одну книгу о любви. И наверняка должны были заметить, что у каждого писателя, как, впрочем, и у каждого человека, своё, особое восприятие этого чувства.

И.А.Бунин утверждал: «Всякая любовь – великое счастье…»

Но какое настроение не покидает нас, когда мы читаем рассказ «Тёмные аллеи»? (Печаль, грусть)

Так не противоречит ли писатель сам себе,  рассказывая  нам печальную историю несчастной любви и утверждая, что «всякая любовь – великое счастье..»?

Наша цель – разрешить это противоречие, познакомившись с историей любви главных героев рассказа.

  1. Презентация нового.
  2. Чтение отрывка из воспоминаний И.А.Бунина об истории создания рассказа (Учебник литературы).

Толчком к написанию «Тёмных аллей» стало стихотворение Н.Огарёва «Обыкновенная история».

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птицы пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвёл,
Стояли тёмных лип аллеи…

2. Анализ содержания рассказа.

- Стихотворение начинается с описания картины «чудесной весны».

Рассказ Бунина тоже начинается с пейзажной зарисовки. Но какой? Зачитаем начало произведения – описание осенней природы.

- Для чего писатель использует этот приём? Что помогает передать изображение осеннего пейзажа? (Настроение героя. Грустно герою – печально в природе. Герой немолод, переживает «осень» жизни)

- Найдите в тексте описание портрета героя. Каким эпитетом передаётся его состояние? (Перед нами «усталый старик»)

- Только ли от дороги он устал? (И от жизни тоже: в ней нет счастья)

- Какое событие неожиданно оживит героя, разбудит в нём воспоминания и чувства? (Встреча с прошедшей любовью)

Да, через много-много лет на постоялом дворе у пустынной проезжей дороги подстережёт Николая Алексеевича встреча с прошлым – с первой его любовью.

- Какие чувства всколыхнёт в душе героя эта неожиданная встреча? (Волнение и стыд)

- Почему не только душевное волнение, но и стыд вызовет встреча с Надеждой?

- Докажите, что и Надежда не остаётся равнодушной, узнав в пожилом человеке своего возлюбленного.

- Как долго длится разговор Николая Алексеевича и Надежды? (Несколько минут, но сколько в нём напряжения, переживаний, чувств!)
Перечитаем диалог героев.

- Почему Николай Алексеевич так скоро уезжает? (Он словно бежит от Надежды, встреча с ней – мучение и стыд для него)

Наверное, Николай Алексеевич все эти годы и не вспоминал о Надежде, но сейчас он, «закрыв глаза» и «качая головой», думает именно о ней, об их любви, о своей прошедшей молодости.

Романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное»

- Не правда ли, как удивительно созвучны рассказ И.А.Бунина и романс на стихи И.С.Тургенева? Какая мысль их объединяет? (Воспоминания о прошедшей молодости, об утерянной любви)

- Каким настроением проникнуты оба произведения? (Печалью, потому что ничего уже не вернёшь, всё в прошлом)

- Так можно ли согласиться с утверждением И.А.Бунина о том, что «всякая любовь – великое счастье…», размышляя о судьбах Николая Алексеевича и Надежды?

3. Этап усвоения новых знаний.

Работа в группах с раздаточными листами.

Вопросы для самостоятельной работы с текстом рассказа.

1 группа.

Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа И.А.Бунина  «Тёмные аллеи»?

Вопросы для самостоятельной работы

 Опорные синтаксические конструкции

I.  Можно ли утверждать, что любовь Надежды к Николаю Алексеевичу стала для неё счастьем? Мы убеждены в том, что…..
По нашему мнению…
Думаем, что…..

II. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст рассказа:

  1. Какие детали говорят о том, что Надежда никогда не забывала Николая Алексеевича?
  2. Как оценивает героиня историю своей любви?
  3. Что делает Надежда после отъезда Николая Алексеевича с постоялого двора? Почему?

О том, что первая любовь навсегда осталась в памяти Надежды, говорят такие детали…

Для героини любовь к Николаю Алексеевичу стала….

Чувства её по-прежнему глубоки, не случайно Надежда…

Двух немолодых и таких разных
людей, без сомнения, роднит то, что...

III. Что общего есть  в судьбах двух немолодых и таких разных людей?

IV. Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа  «Тёмные аллеи»?

Опираясь на текст рассказа,  мы пришли к выводу, что…

2 группа.

Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа И.А.Бунина  «Тёмные аллеи»?

Вопросы для самостоятельной работы

Опорные синтаксические конструкции

I. Можно ли утверждать, что любовь Николая Алексеевича к Надежде была для него счастьем? Мы убеждены в том, что…..
По нашему мнению…
Думаем, что…..

II. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст рассказа:

  1. Какие детали говорят о том, что Николай Алексеевич взволнован этой встречей?
  2. Как оценивает герой историю своей любви?
  3. Что заставило Николая Алексеевича бросить Надежду? Как он за это наказан?

Николай Алексеевич взволнован встречей с первой любовью, об этом свидетельствуют
такие детали…

Вспоминая о своей  любви,  Николай Алексеевич думает:….

Скорее всего, герой бросил Надежду из-за сословных предрассудков: он был…, она  же… За своё предательство …
В судьбах героев рассказа, немолодых и таких разных, есть общее…

III. Что общего есть  в судьбах двух немолодых и таких разных людей?

IV. Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа «Тёмные аллеи»?

Проанализировав текст рассказа,  мы пришли к выводу, что…

IV. Контроль, оценка.

1. Представление и защита учениками творческого продукта по теме.

Жизнь героев подходит к концу, она печальна, наполнена одиночеством. Но не было в ней ничего более светлого и счастливого, чем их первая любовь. Воспоминания о ней заставляют волноваться исстрадавшиеся души.

2. Рефлексия.

- С чьим мнением вы готовы согласиться? Почему?

«Всё проходит. Всё забывается» (Николай Алексеевич)

« Всё проходит, да не всё забывается» (Надежда)

- Почему, на ваш взгляд, вам, шестнадцатилетним подросткам, предлагают прочитать и осмыслить рассказ о судьбах и чувствах двух немолодых людей? (Юность – пора первой любви, первых испытаний чувств, и рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи» - предупреждение молодым: «Всё проходит, да не всё забывается»)

V. Финал урока. Домашнее задание из раздела учебника литературы «Развивайте дар слова».

Написать сочинение-эссе по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

«Жизнь и судьба героев рассказа Бунина» или «Всё проходит, да не всё забывается».