Конспект урока по теме "Официально-деловой стиль"

Разделы: Русский язык


Конспект урока русского языка для учащихся группы специальности ОТЗИ  («Организация и технология защиты информации»), для которых умение работать с документами (составлять, редактировать) – профессиональная компетенция.

Цели урока:

Образовательные:

  • формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к  учебному материалу;
  • формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников в ходе работы с текстами;
  • обобщение и систематизация знаний об официально-деловом стиле и документных текстах;
  • совершенствование умений грамотно писать и составлять тексты официально-делового стиля.

Развивающие:

  • развитие умения организовывать собственную образовательную деятельность учащихся;
  • создание условий для развития грамотности, внимания, устной и письменной речи;
  • развитие умений работать с текстом, составлять документные тексты;

Воспитательные:

  • создание условий для формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о тексте и стилях речи, о стилевом и жанровом многообразии текстов;
  • воспитание бережного и уважительного отношения к родному языку;
  • пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Определение темы, целей урока

3. Словарная работа (орфографический практикум)

Записать под диктовку следующие слова:

истец, ответчик, налогоплательщик, вкадчик, арендатор, распоряжение, инструкция, телефонограмма, лицевой счет, повестка дня, согласовано, вышеуказанный, нижеподписавшиеся, принимая во внимание, за отчетный период, отмечены следующие недостатки, на основании вышеизложенного, ввиду недостатка средств, предоплата гарантирована, подтверждаем получение, проект договора, считаем целесообразным.

Что объединяет данные слова?

(Это лексика официально-делового стиля - ОДС).

4. Проверка домашнего задания

Примерные задания – составить заявления на имя зав.практическим обучением с просьбой направить вас на практику с 1.06.17.

При проверке – анализ особенностей текста заявления и на этом примере выявление стилевых черт официально-делового стиля.   Определение данного вида документных текстов (готовят учащиеся):

Заявление – внутренний служебный документ, предназначенный для доведения до сведения должностного лица информации узкой направленности (заявление, просьба, жалоба, объяснение). Заявление пишется по конкретному поводу и посвящено одному вопросу.

5. Теоретическая часть

Признаки официально-делового стиля.

Официально-деловой стиль (дальше – ОДС)  обслуживает сферу административно-правовой деятельности. Он удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении различных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения. Формирование стиля обусловлено развитием государственности, аппарата управления и связано с необходимостью документально закреплять административно-правовые отношения юридических и частных лиц.

Из истории деловой письменности (можно в качестве доклада дать учащимся). Русская официально-деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Первые письменные документы относятся к Х веку – документировались правовые отношения. В ХУ-ХУП вв. формируется русское централизованное государство  и закладываются основы государственного аппарата, системы государственного делопроизводства. ХУШ век – формируется «коллежское делопроизводство», а в Х1Х веке – министерское (введено единоначалие). В 20-е гг. ХХ века решается проблема унификации и стандартизации документов. 1931 год – составлены «Общие правила документации и документооборота» - но недоработаны. В 80-е гг. ХХ века создана ЕГСД (Единая Государственная система документации). В 1988 году  ГСДОУ (Государственная система документационного обеспечения управления).

Стилевые черты ОДС

Содержание документа должно исключать всякую двусмысленность, разночтения. ОДС характеризуется более или менее ограниченным кругом тем. Эти две особенности способствовали закреплению в нем традиционных устоявшихся языковых средств и приемов построения речи. Стиль характеризуется высокой регламентированностью   речи (определенный запас средств), официальностью, безличностью, объективностью, конкретностью. Для ОДС характерны:

  • точность изложения;
  • стереотипность, стандартность;
  • предписывающий, инструктивный характер;
  • сжатость, компактность при информативной насыщенности;
  • достоверность (объективность);
  • широкое использование клише и терминологии, номенклатурных наименований, полное отсутствие эмоционально-экспрессивных средств.

Официально-деловой стиль имеет два подстиля:

  1. Официально-документальный
  2. Обиходно-деловой

Официально-документальный – язык дипломатии, язык законов (международные договоры, ноты, дипломатические обращения одного государства к другому, официальные сообщения по вопросам международного характера и т.п.)

Обиходно-деловой (канцелярский) язык деловых бумаг, служебной переписки.

«Деловые письма предназначены не для того, чтобы вызвать восхищение читателя. Деловое письмо должно убедить его и победить» (Фонтенэ).

6. Практикум на закрепление знаний орфографических и пунктуационных норм ОДС

А также для наблюдения за языковыми особенностями и стилевыми чертами текстов официально-делового стиля (упражнения на выбор)

Упражнение 1. В ОДС преобладают отглагольные существительные. От данных глаголов образуйте существительные.

Пример: присудить - присуждение

Погасить кредит решить вопрос, использовать ресурсы, отгружать товар, содействовать выполнению плана, отсрочить платеж, объявить благодарность.

Упражнение 2. В ОДС используются страдательные конструкции. От данных глаголов образуйте страдательные причастия.

Пример: отредактировать документ - документ  отредактирован;

Проверить текст, подписать приказ, перевести средства, использовать бланки, провести собрание, проинформировать коллектив, отправить письма, заключить договор, перевести инструкцию.

Упражнение 3. Для ОДС характерно использование речевых штампов (языковых формул) .Подберите глаголы, с которыми сочетаются  приведенные слова в пределах официально-делового стиля. Словосочетания запишите.

Анкета, благодарность, виза, выговор, договор, доклад, документ, заявка, заявление, объявление, подпись, предложение, приказ, расписка, справка.

Упражнение 4. Наиболее употребляемые в ОДС глаголы.

Выполнить, обязать, решить, осуществить, сообщить, представить, уточнить, выявить, устранить.

Составьте с ними предложения.

Упражнение 5. Для ОДС характерно использование производных предлогов. Составьте и запишите предложения с данными предлогами. Повторяем правописание производных предлогов и управление.

Ввиду (чего), в силу (чего), вследствие (чего), за неимением (чего), по причине (чего), согласно (чему), в связи (с чем), благодаря (чему), за недостатком (чего)

Упражнение 6. Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции из предыдущего упражнения.

Образец: В связи с тем, что я должен срочно ехать в Москву…. В связи со срочным отъездом в Москву….

- Из-за того, что я срочно дожжен уехать на родину…

- Потому что изменилось расписание движения поездов

- Потому что у меня нет достаточного количества денег

- Из-за того, что я болел целый семестр….

Из-за того, что расписание было изменено

(примерные варианты:
В связи с отъездом на родину
По причине изменения расписания
В связи с нехваткой средств
В связи с изменением расписания)

Упражение 7. Для текстов ОДС характерна краткость. Один из способов достижения краткости - замена сложных предложений простыми, а также сокращения простых. Замените сложные предложения простыми.

В связи с тем, что я должен уехать в командировку, прошу продлить мне срок сессии.

Вследствие того, что я переехал на новую квартиру, прошу не считать пропуски занятий в эти дни прогулом.

Так как я долго отсутствовал, прошу направить меня для прохождения практики на предприятие с 1 октября этого года.

Упражнение 8. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки в предложениях. (раздаточный материал)

  1. Пожалуйста представ…те нам как это принято р…комендательные письма.
  2. Сож…леем что не мож…м пр….доставить (н…)какой информации о фирме так как в нашем бизнесе это (не)принято.
  3. Мы считаем что планиру…мая (с,з)делка очень рискова(н,нн)а.
  4. Пол…гаем что на таком важном посту как Ваш Вы проявите свою полную преда(н,нн)ость работе.
  5. Мы ож…даем вашего по…тверждения о кредите пр…доставле(н,нн)ом фирме так как поставка большой партии товаров будет зависеть от платеж…способност… и кр…дитоспособност… фирмы.
  6. Фирма (н…)когда (не)давала повода для жалоб.
  7. (Не)исправности в оборудовании… были устране(н,нн)ы фирмой очень (не)охотно.
  8. Обслуживание производимое фирмой (на)столько плохое что в будущ…м мы будем закупать оборуджование (за)границей.
  9. Поведение фирмы пр…вело к пр…кращению деловых отношений с нею.
  10. Мы мож…м (не)медле(н,нн)о поставить товар отличного качества.

Обобщение, подведение итогов урока.

Вопросы учащимся:

  1. Любому ли человеку необходимо владеть основными правилами деловой письменной речи, культурой официальной переписки, уметь грамотно составлять наиболее распространенные личные документы?
  2. К чему в повседневной жизни может привести неумение составить и написать нужный документ?

6. Домашнее задание

К личным документам относятся заявления, с которым учащиеся уже работали, и резюме.

Резюме – краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность, личностные качества человека, претендующего на ту или иную работу, должность. Написание резюме – творческий процесс, поэтому нет единого стандарта. Задача, стоящая перед автором резюме - как можно более выигрышно, но предельно объективно представить себя и свою рабочую биографию. Очень важно из собранной персональной информации выбрать ту, которая непосредственно относится к выбранной работе.

Образец резюме представлен в учебнике по русскому языку (в любом, с которым работают учащиеся).

Задание: написать резюме (фрагмент, так как рабочей биографии еще нет), сделав акцент на личностных и деловых качествах («презентация себя»).