Урок по математике "Задачи на увеличение / уменьшение числа в несколько раз"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4; развивать умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на уменьшение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Устный счет

Счет 2,3,4.

Работа на карточке, задание № 1.

Запишите числа 14, 2
Составьте с этими числами разные математические выражения. Прочитайте выражения математическим языком.

 

14 + 2=16
14 - 2 = 12
14 * 2 = 28
14 : 2 = 7

Учащиеся расставляют действия, чтобы равенства стали равны.

Учащиеся читают, используя названия компонентов и слова - уменьшить в, увеличить в.

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на иллюстрацию, сюжет какого рассказа изображен на картинке?
Как вы думаете, каким образом этот сюжет может быть связан с темой сегодняшнего урока?
Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Н.Носов «Федина задача».
Будем решать задачи

Условие, вопрос, решение, ответ.

 

Работа в учебнике Прочитайте задачу: В пруду плавало 9 гусей а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду? В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше.  

Сколько гусей плавало в пруду?

Сколько уток плавало в пруду?

Составим схему к задаче.

9

Уток столько, сколько гусей в 1 части

 
Что значит «в 3 раза меньше»? Число разделили на 3 равные части и взяли одну часть.  
Запишем решение. 9: 3=3 (у.)
Ответ: 3 утки плавали в пруду.
 
 

Читаем задачу 2.  По озеру плыли 5 белых лебедей. А черных на 3 меньше. Сколько черных лебедей плыло по озеру?

5-3=2 ( ч.л.)
Ответ: 2 чёрных лебедя в зоопарке.
 

 

Скажите, почему первую задачу мы решили действием деления, а вторую действием вычитания? В обеих задачах слова МЕНЬШЕ?

Положите перед собой рабочий лист, самостоятельно выполняем задание № 2.

Задание № 3 самостоятельно. Подчеркивая зеленой ручкой слова, на которые надо обращать внимание при выборе действий.

Задание № 4 самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

В первом случаем предлог В, во втором случае предлог НА.

 

Закрепление

Послушайте текст, скажите, о каком месте Москвы идет речь?

Здесь можно выделить такие тематические экспозиции как Аквариум осетровых рыб, удивительный мир рептилий, Дом обезьян, Дом птиц, террариум и т.д. Также есть слоновник со смотровой площадкой, которая расположена на двухметровой высоте. На территории работает дельфинарий. В террариуме можно увидеть внушительную коллекцию рептилий из разных континентов. В основном это крупные пресмыкающиеся, такие как водные черепахи, игуаны, крокодилы, змеи.

 

Московский зоопарк является одним из старейших и наибольших зоопарков России. Расположен он практически в самом центре российской столицы и удобнее всего до него добраться на метро (ближайшие станции Краснопресненская и Баррикадная).

  Переверните рабочий лист, что перед вами изображено?
Ваша задача прочитать текст и заполнить диаграмму средним возрастом зверей и птиц.
Составьте по данным диаграммы задачи.
Оценивание своей работы на уроках.
Диаграмма  

Подведение уроков

Что мы с вами сегодня делали на уроке?