Внеклассная работа – одна из составляющих формирования творческой личности (из опыта работы)

Разделы: Литература


Федеральный государственный образовательный стандарт для общеобразовательных учреждений Российской Федерации диктует необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество учащихся. В школьной практике изучение непростых взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин прежде всего на школьных занятиях, в их основе -культурологический аспект в едином педагогическом процессе. Это и создаёт условия для творческого самоопределения личности, осознания им себя как субъекта культуры.

Огромная роль, на мой взгляд, в развитии речи учащихся, повышении его общей культуры принадлежит музейной педагогике. Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности.

Многолетний опыт работы позволяет планировать использование музейной технологии для разных возрастных групп. Так с пятиклассниками, в начале учебного года, отправляемся в краеведческий музей города Воронеж. Ученики 7-й параллели, которые уже побывали несколько раз в этом историческом центре культуры, хорошо изучили экспозиции, защитили свои небольшие проекты по теме «Жизнь и быт древних славян» перед одноклассниками и теперь с гордостью поведут ребят младшего возраста по знакомым залам, с тем чтобы познакомить их с обрядами, предметами обихода наших предков. Совершенно по-другому зазвучат строчки на уроках, посвящённых творчеству А.С.Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

Там ступа с бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой.
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух, там Русью пахнет.

При изучении раздела «Фольклор» ребятам уже не надо объяснять, что такое панева, сорока и кичка. Защищая проект по группам, пятиклассники рисуют ткацкий стан, который использовала Василиса Прекрасная в одноимённой русской народной сказке.

Посещение музея при керамической фабрике в Борисовке Белгородской области даёт возможность ребятам почувствовать себя гончарами, художниками, расписывающими посуду. Ученики на память увозят с собой причудливые игрушки, вазочки, плошки, которые сумели изготовить самостоятельно. А музей «Сырного дома» в посёлке Томаровка Яковлевского района Белгородской области знакомит не только с появлением на Руси вкуснейшего сыра «Камамбер», но, благодаря своей интерактивности, дарит ученикам возможность увидеть «зарождение» сырных зерен, которые удивительным образом превращаются в полезный продукт. По окончании экскурсии ребята могут оценить неповторимый вкус сыра, в процессе приготовления которого самостоятельно участвовали под руководством опытного технолога.

Посещение музея, любая экскурсия – не просто интересное времяпрепровождение, это систематическая работа над различного рода проектами, способствующими формированию УУД Совершенно очевидно, что подобного рода музейная педагогика является ценнейшим материалом при написании сочинения в 6 классе «народные ремесла». И ученики с огромным интересом готовят минипроекты перед написанием сочинений «Народное прикладное творчество». С увлечением ребята пишут сочинения, лучшие из которых авторы зачитывают в классе.

Посещение таких мест дает возможность ученикам не только расширить кругозор о границах нашего государства, не только познакомиться с той или иной профессией, испытать чувство гордости за свою страну. Это помогает развивать личностные, метапредметные и комуникативные УУД.

Уроки литературы, как известно, способствуют развитию речи, умению дать правильный ответ на вопрос, помогают выразить свою  речь. Совершенно удивительный мир открывают для себя ребята, когда знакомятся с творчеством поэтов, писателей, прославивших наш город, Черноземный край..в пятом классе, наряду с известными поэтами 18 века, учебник под редакцией Б.А.Ланина предлагает стихотворение Кольцова «Косарь». Опыт предыдущих лет показывает, насколько пятиклассникам сложно понять печаль многих творений поэта. Совсем иначе прошло знакомство с тем же стихотворением после посещения памятных мест, связанных с творчеством великого «певца земли воронежской». Результатом посещения музея, памятников поэту, расположенных на территории города Воронежа стали проекты детей: выпуск тематической газеты «Поэт земли воронежской», написание сценария, создание коллажа, связанного с необычным творчеством земляка. Так тема обычного урока, проведённого в музее стала проектом для внеклассной работы по литературе и русскому языку, защита которого состоялась в апреле не только перед аудиторией своих сверстников, но и учащихся 7-8 классов. Рождение этого проекта, считаю, состоялось благодаря музейной практике.

Большой популярностью среди подростков 7-9 классов пользуются уроки, связанные с творчеством М.Ю.Лермонтова. Известно, что в 2014 году все почитатели литературное творчества отмечали юбилей великого поэта. В октябре того же года с группой семиклассников мы посетили Тарханы - родину поэта. Незабываемый, великолепный бал, участниками которого были не только увлечённые в своё дело работники музея, но и ребята нашего лицея, стал прекрасным материалом для развития творчества учащихся. Интерактивная игра, необычная панорама «Бородинской битвы», костюмы, потрясающее исполнение произведений поэта - все это позволило ученикам впоследствии успешно сдать зачет по истории и литературе за 1-е полугодие, где в необычной форме нужно было продемонстрировать свои знания по указанным дисциплинам: уметь вести светские беседы, достойно дворянина держать себя в обществе, знать о знаменательных событиях эпохи Петра Великого.

И не только в этот интегрированный урок органично вписались музейные компоненты.

При изучении темы «Виды сложноподчиненных предложений» в самом начале занятия выпускникам были представлены видеофрагменты бала: в Тарханах и «Петровской ассамблеи». Далее последовал вопрос педагога:

- Как эти видеофрагменты могут быть связаны с темой нашего урока: «Сложноподчиненное предложение»?

Интересных версий было несколько, ребята пришли к выводу, что изучение темы будет каким-то образом связано с Лермонтовым. Действительно, освоение материала проходило в группах на материале предложений, взятых из разных текстов поэта, не только включенных в школьную программу, среди которых «Маскарад», «Корсар», «Хаджи Абрек», «Беглец». Это помогло пробудить интерес учащихся к произведениям, не являющимися обязательными для изучения в рамках школьной программы.

Работа над проектом «Детство Лермонтова» (после посещения музея в Тарханах) дала возможность старшеклассникам понять, почему судьба главных героев Лермонтова, как правило, трагична. Вот так музейная педагогика помогла выпускникам справиться с написанием отзывов на различные произведения поэта.

Возможности современных электронных ресурсов, использование интернета дают возможность педагогу вместе с детьми совершать различного рода виртуальные экскурсии. Так, в 5-м классе, работая по учебнику под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской, выполняя задание одного из упражнений по восстановлению текста, в котором речь идет о памятнике «Тысячелетие России». В то время, когда весь класс выступал в качестве редакторов, ребята в составе 5 человек отправились через интернет к монументу, который находится в Новгороде, с целью найти изображение этого памятника и рассказать, что он собой представляет.

В течение 15 минут творческая группа работала с интернет-ресурсами, собирая необходимый материал, а затем провела виртуальную экскурсию к памятнику. В подтверждение информации, полученной из упражнения, экскурсоводы, предварительно разбившись на минигруппы, нашли видео с изображением памятника и подробно рассказали, что и кто находится на каждом из ярусов, что символизирует то или иное изображение.

Нужно было видеть, каким чувством гордости, благоговения перед деятелями страны, прославившими родину в разное время, были исполнены лица ребят. А видеоклип с песней «Великий Новгород» на слова … и режиссера заставил ребят проникнуться чувством гордости за то, что на карте нашей страны есть такие памятники, музей, соприкоснувшись с которыми иначе начинает биться сердце, когда ощущаешь себя частью великого, общего, потому что и ты можешь делать историю своего отечества.

Музейная педагогика создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на обычных уроках истории учащиеся получают  основы знаний о городе и крае, то на уроках русского языка,  они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в  одном из видов практической  деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Огромную роль играет музейная практика для формирования патриотических чувств учеников.

Так в 2017 году в нашем лицее прошло открытие мемориальной доски в честь нашего ученика - Ерыгина Антона, который получил тяжёлое ранение в голову в сирийской провинции Хомс. Военнослужащий сопровождал автоколонну российского «Центра примирения враждующих сторон». В тот момент их автомобиль направлялся в один из населённых пунктов в окрестностях Пальмиры и попал под обстрел боевиками. Произошло это 5 мая 2016 года. Антон выполнил свой воинский долг и погиб, действуя в сложной боевой обстановке. Он был достойным сыном своих родителей и отличным воином. Как и подобает настоящему солдату, гвардейцу, он отважно действовал в бою.

За мужество и храбрость при выполнении боевой задачи Антон награжден Орденом Мужества посмертно. Антон был учеником нашей школы с 1995 по 2002 год.

Создать музей Антона Ерыгина на базе лицея пока не представляется возможным (слишком тяжела утрата для всех, кто его знал, особенно для родителей). Однако мероприятия, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы проводятся теперь у мемориальной доски.
В пятом классе на уроке развития речи по теме «Письмо» учащиеся получили задание: написать письмо А.А.Ерыгину, бывшему выпускнику нашей школы. В день рождения героя на уроке русского языка был составлен текст поздравления. Учащиеся заранее приготовили открытку, обдумывая её форму и содержание. Ребята старших классов в системе уроков развития речи подготовили к конкурсу на лучшую открытку – презентацию А.А.Ерыгину, сочинение – эссе «Героями не рождаются - героями становятся». (По материалам жизни А.А.Ерыгина).

Вот такого рода музейная практика постепенно, с годами, перерастает в серьёзные творческие проекты, которые становятся основой выбора будущей профессии. Инесса Соловьева в 9-м классе в качестве проекта выбрала тему «По музеям и выставочным залам». На протяжении пяти лет обучения в лицее девочка с классом и самостоятельно посетила несколько музеев не только нашей области, но и за её пределами. Ученица в своей работе рассказала об истории появления музеев, их отличительных особенностях, своих впечатлениях, полученных в результате посещения культурных объектов. Девочку настолько захватил ландшафт, скульптура, традиции необычных исторических мест, что своё будущее мечтает связать с профессией дизайнера, где ей, безусловно, пригодятся знания, приобретённые в результате музейной практики.

Требования, стоящие перед современным образованием, обязывают развивать и использовать творческий потенциал детей школой, и музеем, которые, объединившись, приобретают новое качество, новые возможности, новые способы деятельности.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. Классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новое качество, новые возможности, новые способы деятельности. Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию.

К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.