Урок-проект "Наша дружная семья"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание проекта по теме урока, формирование навыков исследования, воспитание нравственных качеств и толерантного отношения к друг другу и к близким.

Задачи:

  • вспомнить понятие «семья» - как целостную ячейку общества, «общение», «культура общения»;
  • обсудить с детьми правила общения в семье;
  • развивать устную речь учащихся;
  • воспитание уважительного отношения к родителям;
  • развивать навыки камерального исследования; работы со словарем;
  • способствовать сплочению коллектива;

Методы:

  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: ИКТ, классная доска.
  • Практические: работа в группе, индивидуальная.

 УУД:

Личностные УУД:

  • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;
  • формирование готовности открыто выражать свою позицию.

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: 

  • слушать и понимать речь других; 
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: 

  • ориентироваться в своей системе знаний; 
  • осуществлять верный выбор из текста; 
  • составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • создание проекта и умение его защитить.
  • формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Предметные

  • закрепление  практических навыков в работе со словарем.

Метапредметные: 

Регулятивные: 

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний; 
  • осуществлять анализ объектов;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
  • преобразовывать информацию в проект.

Коммуникативные

  • уметь слушать и понимать речь других; 
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Межпредметные связи: русский язык.

Оборудование: мультимедийный проектор, дерево-ветка с заготовками листьями, листы для проекта, карточки с названиями качеств характера, презентация, краткий толковый словарь И.Л.Городецкая, энциклопедически словарь, букет ромашек, подарки детям с ромашкой, заготовка для проекта для каждого учащегося.

I. Организационный момент. Самоопределение

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас с вами самый добрый и необычный урок, вы разделены на 3 группы по 4 человека. Настраиваемся на дружную и плодотворную работу.

II. Актуализация знаний

- Я к вам пришла с букетом ромашек.  Как вы думаете, символом чего являются ромашки? (семьи).

Если вы затрудняетесь ответить посмотрите на ребус (яяяяяяя = семья)

- О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

- А в вашей семье все ладно, да складно. Как мы можем назвать вашу семью? (дружной)

- Сформулируйте тему урока (наша дружная семья).

III. Постановка цели и задачи урока. Работа в группах

Но так как у нас урок необычно интересный – мы с вами создадим проект «Наша дружная семья» (СЛАЙД 1 – тема урока)

В России – ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности и вспоминают святых супругов Петра и Февронью.

Что такое семья? Где можно узнать ответ? (В Интернете, словарях и спросить у взрослого)

  • 1-я группа. Работает по толковому словарю.
  • 2-я группа. Работает по энциклопедическому словарю.
  • 3-я группа. Спрашивает у взрослых.

- Какое из определений вам кажется более точным? (СЛАЙД 2 – определение. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта,) это определение по словарю Ожегова Сергея Ивановича – российский языковед.

IV. Реализация  проекта.  Работа учащихся с проверкой по эталону

Наша задача создать проект «Наша дружная семья». (показ заготовки для проекта)

В конце урока мы выберем наиболее интересные работы в группах и защитим.  Итак,  мы начинаем.

- Разгадайте загадку.

И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Напишите свое имя на листе. В рамке - ИМЯ

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Не ругает нас с братишкой...

Кто же это? Наша ...МАМА

Напишите имя мамы.

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, ... это ПАПА

Напишите имя папы.

Это самые близкие люди мама и папа? А какие у них  имена? Подпишите?      рамка

А задумывались ли вы значение имен ваших родителей?

Как вы думаете, имеет ли имя значение? Интересно ли вам узнать?

Перед вами имена и их значения. Посмотрите, есть ли имя вашей мамы или имя вашего папы в списке. 

Выпишите в рамку значение имени.

Итак, что у кого получилось?  (Спросить 4 человека)

Подумайте, совпадает ли действительно и значение,  и то, какой на самом деле человек?

Игра «Мой папа самый…», «Моя мама самая…»

- Перед вами слова. Прочитайте. Какая это часть речи, что она обозначает? (прилагательные, признак предмета.)

- А какими еще качествами обладают ваши родители?

Найдите 2 наиболее подходящих прилагательных для ваших мам и для пап и приклейте на лист. Под цифрой 2.

Слова ля мамы – ищут мальчики, для папы – ищут девочки. После наоборот.

Итак, что у нас получилось, прочитайте. СЛАЙД 3 свой вариант

ЗАГОТОВКИ-карточки

Для мамы:

  • Милая, экономная, красивая, трудолюбивая, заботливая, молодая, сильная, умная, мудрая, добрая, деловая, смелая, серьезная, веселая, терпеливая.

Для папы:

  • Внимательный, веселый, великодушный, спортивный, властный, вежливый, дружелюбный, деловой, мужественный, серьезный, сильный, щедрый, способный, труженик, экономный.

ФИЗМИНУТКА

Физминутка необычная у нас,
все мы встали и немного пошалим сейчас,
если папа занят этим делом – топайте вы ножками,
если мама – хлопай дружно ты в ладошки.

МОЕТ И СТИРАЕТ,
ШЬЕТ И ВЫШИВАЕТ,
ЗАБИВАЕТ ГВОЗДИ,
РУЛИТ БЫСТРО В ГОСТИ,
ПОКУПАЕТ ХЛЕБ И МЯСО И ИГРУШКИ ЧАСТО,ЧАСТО
И УКЛАДЫВАЕТ СПАТЬ,УСТАЛО ПАДАЕТ В КРОВАТЬ.

- Молодцы! Какая у вас дружная и веселая семья!

Работа в группах. Как дружно у вас родители выполняют свои обязанности, сообща, договариваясь.

Ребята, а что такое культура общения? Каким образом общаются в семье?

Так нужно общаться только в семье?

А вот послушайте, что я вам скажу? (я говорю на татарском языке Здравствуйте, как ваши дела, у вас все хорошо,
я за вас рада.)

- А почему вы засмеялись? Вам стало неприятно? Почему?

- Я разговаривала на своем родном татарском языке. Какое мы можем правило вывести о культуре общения на другом языке? ( Несмотря ни на что на цвет кожи, язык, семья и дети этой семья такие как и все. Мы все равны. Мы все такие разные – но мы вместе,  как одна семья.) СЛАЙД 4

КАРТИНКА СЕМЬЯ

- Перед вами рисунки о семье, какой рисунок вам понравился и больше всего подходит к вашей семье – приклей. Это заключительный этап нашего проекта «Наша дружная семья».

V. Защита проекта «Наша дружная семья»

Я на примере своей семья расскажу вам образец защиты вашей работы. (Я читаю и показываю свой проект)

СЛАЙД 5 свой вариант

Выберите самый яркий проект в вашей группе и я попрошу рассказать о своей семье.

Ребята, но у нас вами осталась еще одна свободная рамочка, как вы думаете для она предназначена? (братьев и сестер, бабушки или дедушки, питомцев - членов семьи.) – это будет вашим домашним заданием.

Ребята, а какое слово на уроке было самым главным? А почему? А ваш класс может быть семьей?

А давайте мы объединимся и будем учиться и жить дружно, а символом вашего класса станет дерево с вашими именами. Подойдите и прикрепите каждый свое имя и пусть оно вас радует.

VI. Рефлексия. Подведение итогов

- На обратной стороне проекта даны оценки от 2–5, но в ромашках, обведите столько ромашек, насколько вы себя оценили – оцените свою работу.

У кого 5, 4, 3. Я согласна с вашими оценками.

Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

Что нового вы для себя открыли на уроке.

- Вы очень хорошо потрудились и доказали, что ваша семья самая дружная. И вам приготовила подарки. Спасибо за урок.