Занятие по обучению грамоте «Звук "щ"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • развивать познавательный интерес;
  • дать характеристику звука [щ`];
  • формировать умение слышать звук в слове, выделять его, называть позицию звука в слове;
  • учить детей договариваться  и работать в парах;
  • развивать  речь, слуховую память, мышление.

Демонстрационный материал: картинки и предметы по теме; эталон - карточки для характеристики звука.

Раздаточный материал: предметы для групповой работы для этапа 1; листы для самостоятельной работы на этапе 4 и 5; карточки с загадками для 4 этапа; фломастеры и цветные карандаши; смайлики для 6 этапа.

Ход занятия

1. Введение в ситуацию. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Таня и Ваня отправляются в  путешествие по городу звуков и им нужна помощь. Поможем?

Дети: Да! А какие звуки вы знаете?

Путешествие с героями Таней и Ваней. Дети на ковре, предметы  в коробке. Игра «Отгадай  на ощупь?». Щенки, прищепки, плащ.

2. Актуализация.

Воспитатель: Назовите эти предметы?

Дети: щенки, прищепка, плащ.

Воспитатель: Назовите первый и последний звук в слове прищепка.

Дети: Первый звук  п - согласный, твердый, глухой;  последний звук а – гласный звук.  

Воспитатель: Какой общий  звук слышим: щенки, прищепка, плащ.

Дети: Звук  [щ`]

3. Затруднение в ситуации.

Воспитатель: Знаком ли нам звук [щ`]?

Дети: Нет.

Воспитатель: Можем дать характеристику этому звуку?

Дети: Не можем. Не знаем.

4. Открытие детьми нового знания.

Воспитатель:  Как же нам помочь Тане и Ване?

Дети: Надо самим узнать, а потом помочь друзьям!

Чтобы узнать какой это звук, нужно его  произнести.

Воспитатель:  Что помогает  нам произносить звук [щ`]?

Дети:  Губы в улыбке, кончик языка касается бугорков неба.

Артикуляция нового звука  (алгоритм с проговариванием во внешней речи) работа у доски.

Характеристика звука по опорным карточкам:

Воспитатель: Заселите звук в звуковой домик. Работа на листочках на рабочих местах.

Дети: Звук [щ`]- согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель: Где живет звук [щ`] – в начале, в середине, в конце слова?

Загадки.

1.

На веревке пальцы,
Держат одеяльце.
И платочки и носочки,
Для сыночка, и для дочки! (Прищепки)

2.

Я как зонт - не промокаю, 
От дождя вас защищаю, 
И от ветра вас укрою, 
Летом, осенью, весною…(Плащ)

Дети: Плащ - зву  [щ`]  в конце слова.

3.

Я ищу тебя, прыг-скок,
Мягкий, ласковый "комок".
Где ты прячешься, проказник?
Кто отгрыз у тапка задник?
Покажись скорей, дружок!
Наш лохматенький … (Ще нок).

ДетиЩе нок - звук  [щ`]  в начале слова.

Воспитатель: Молодцы! Назовите семью щенка. Переверните листочки. Найдите щенка с такими же пятнышками, как у мамы.

В зоне отдыха: Игра в парах: «Гномики и великаны».

У щенка глаза, а у большой собаки глазищи…

Физминутка в зоне отдыха «Дрессированный щенок»

Дрессированный щенок
Был когда-то одинок,
Одинок и очень мал,
А теперь артистом стал.
Браво, браво, браво, браво,
Хвост налево, хвост направо.
Поклонись еще разок,
Дрессированный щенок.
Дай скорее лапку Лене,
И пройдись-ка по арене,
Потанцуй теперь немножко
Вальс собачий под гармошку.
Какой был щенок? Кто его дрессировал?

5. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель:  Что объединяет эти слова – щенок, прищепка, плащ? А какое слово отличается? Почему?

Дети: Звук  [щ`] – объединяет. А слово щенок - отличается (живой предмет)

Воспитатель: Помогите Тане и Ване  составить звуковую схему слова «щенок».

Самостоятельная работа.

Воспитатель: Определите место звук [щ`] в слове, выделите гласные, разделите слово на слоги, поставьте ударение.

Воспитатель: Молодцы!

Давайте угостим щенка!

Творческая часть занятия. «Угощение».

Воспитатель: Есть ли в слове угощение звук [щ`]? Какой это звук?

Дети: Да. Звук [щ`] - согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель: Замечательное угощение.

6. Рефлексия.

Воспитатель: Кому сегодня помогали?

Дети: Тане и Ване.

Воспитатель: Cмогли помочь?

Дети: Да. Сами узнали и помогли  друзьям.

Воспитатель: C каким звуком познакомились?

Дети: Со звуком [щ`].

Воспитатель: Сможем дать характеристику звуку [щ`]?

Дети: Звук [щ`]- согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель: Молодцы! Положите смайлики на ту часть работы, которая понравилась больше всего.

Всем спасибо!