Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в музей матрешки" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: расширение представлений детей о русской народной игрушке – матрешке.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с историей создания русской народной игрушки – матрешки.
  2. Познакомить с наиболее популярными в России видами росписи матрешек, учить различать и называть их.
  3. Закрепить приемы рисования красками.

Развивающие:

  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Словарная работа: полушалок.

Методы и приемы.

  • Игровые: создание воображаемой ситуации.
  • Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
  • Наглядные: демонстрация иллюстраций и презентации, рассматривание.
  • Практические: физкультминутка, роспись матрешки.

Оборудование и материалы: презентация, картинки с изображением матрешек, сундучок, матрешки, заготовки с изображением матрешек, восковые мелки, краски, кисточки.

Предварительная работа: отгадывание загадок, просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки» (путешествие в мир добра), рассматривание иллюстраций о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках

Ожидаемый результат: сформированы представления об истории создания народной игрушки – матрешке; о видах ее росписи.

Содержание ООД

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

Ребята, я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
(достает сундучок)
Вынимаю напоказ и веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Хотите узнать? Открою вам секрет: наполнен он игрушками, которым много лет.

Воспитатель:

А вот что это за игрушки вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
(Матрёшка)

Воспитатель: Верно, это Матрешка (достать из сундучка).

Воспитатель:

Посмотрите! Эти вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!

Воспитатель:

Ребята, в вы знаете кто такие мастера? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята. Мастер – это человек особенно искусный, знаток своего дела, народный умелец. Народные мастера, умельцы своими руками создают самые невероятные изделия. И по сей день, они ценятся во всем мире, так как каждое изделие содержит частичку души автора. Вот и матрешка, созданная народными умельцами, была самой любимой игрушкой у детей.

Ребята, а что вы знаете о Матрешке?

(ответы детей).

Воспитатель: Верно, она сделана из дерева, разнимается на две части, а в ней спрятаны другие матрешки меньшего размера. А хотите узнать больше?

Воспитатель: Я хочу пригласить вас посетить музей русской матрешки. Но прежде чем мы отправимся туда, давайте вспомним правила поведения в музее.  
(ответы детей)

Правильно: громко не говорим, внимательно слушаем экскурсовода, вопросы задаем только после завершения рассказа, и экспонаты руками не трогаем.

Построились все за мной и отправляемся в музей русской матрешки.

Воспитатель: Сегодня вашим экскурсоводом буду я. Приглашаю вас пройти к первой экспозиции.

(показ презентации)  

Как же появилась Матрешка, кто ее придумал?

Идея создания Матрешки была подсказана игрушкой, привезенной из Японии – это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму – лысоватого, с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий, с вложенными внутри несколькими фигурками.

Однако сами японцы и старые люди, которые жили во времена создания матрешки, говорят, что прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое яйцо вкладывалось малое.
Родиной матрешки является подмосковный город Сергиев Посад. Давайте все вместе повторим название города: Сергиев Посад.

Первую матрешку выточил токарь Василий Звёздочкин. Для изготовления матрешек использовалась сухая липа или береза.

Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка.

Затем фигурки расписывают красками, а поверхность росписи матрешки покрывают лаком. Первую матрешку расписал художник Сергей Малютин.

Первая русская матрешка состояла из восьми кукол. Первой была девушка с петухом, за ней следовали девочки и мальчик, затем и последняя куколка изображала младенца. Назвали куколку Матреной, раньше это было самое распространенное женское имя, а ласково ее называли - Матрешкой. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Позже матрешек стали мастерить в разных уголках нашей страны.

Воспитатель: Проходим к следующей экспозиции: это матрешка из города Загорска Московской области. Роспись этих матрешек отражает жизнь русского городка. Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка с вышивкой, на голове платок. В руках у матрешек то корзина, то цветок, то грибок.

Называются они загорские матрешки. От названия города Загорска, в котором их расписывают.

Давайте все вместе повторим: загорские матрешки.

(дети рассматривают иллюстрации и матрешек).

Давайте повторим, как называются эти матрешки? (загорские)

Как называется город, в котором их расписывают? (Загорск)

Воспитатель: Проходим к следующей экспозиции: эти матрешки из города Семенов Нижегородской области. Как называется матрешка, которую расписывают в этом городе? (ответы детей)

Верно, это семеновская матрешка. Давайте все вместе повторим: семеновская матрешка.

Весь фартук этой матрешки занимают букеты цветов. Посмотрите, какие они яркие и красивые, а какие цвета используют мастера!

(дети рассматривают рисунки и игрушки)

Давайте повторим, как называются эти матрешки? (семеновские)

Как называется город, в котором их расписывают? (Семенов)

Что мастера изображают на фартуке этой матрешки? (ответы детей)

Верно, это яркие букеты цветов.

Воспитатель: Проходим к следующей экспозиции: следующая матрешка пришла к нам из города Полхов-Майдан Нижегородской области. И называется она полхов-майданская матрешка. У этих матрешек нет сарафана и фартука, главный элемент росписи – цветок шиповника, символ любви. На голове полушалок с цветами. Полушалком называли раньше большой платок, который накидывали на плечи и голову, его не завязывали, как обычный платок.

Давайте проговорим вместе это новое слово – полушалок.

(дети рассматривают рисунки и игрушки)

Давайте вспомним, из какого города эта матрешка? (Полхов – Майдан).

Верно, а что надето на голове у этих матрешек? (полушалок)

Молодцы, верно это полушалок. А что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Идем дальше, ребята: здесь представлена современная авторская матрешка. Эти матрешки расписаны по собственному замыслу художника. Посмотрите какие они все красивые и разные. Некоторые пришли к нам из сказок, другие расписаны под разные виды народной росписи: дымковской, гжельской и т.д. (дети рассматривают)

А как вы думаете почему эти матрешки называются авторскими? (ответы детей).

Верно, потому что у каждой матрешки свой автор, и он расписывал ее по своему замыслу.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали ходить по музею, давайте отдохнем и проведем физкультминутку «Матрешки».

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладошки)
На ногах сапожки, топают матрешки
(руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед; топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево–вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево–вправо)
Друг за другом повернулись - все дружно улыбнулись.

Воспитатель: Замечательно отдохнули.

Ребята, кто запомнил, как называются матрешки, которых мы с вами сегодня рассматривали? В каких городах их расписывали?

(семеновских, загорскиз, полхов – майдановских)

Так что же общего во всех матрешках?

(сделана из дерева, открываются одинаково, внутри каждой матрешки есть еще меньшего размера, расписаны яркими цветами).

Какое дерево использовали при изготовлении матрешки?

А чем матрешки отличаются? (разные узоры).

А как называется платок на голове у матрешки из города Полхов – Майдан?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами многое узнали о нашей русской матрешке.

А вы хотите сами сегодня побыть мастерами, умельцами и расписать своих матрёшек?

Воспитатель: Прежде чем мы с вами отправимся в мастерскую по росписи матрешек, предлагаю размять пальчики и подготовить их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Мастера»

Прежде чем рисовать,
Надо пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Поздоровались мы с ним,
С нашим пальчиком большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали (несколько раз,)
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.

Воспитатель: Проходим за столы. Посмотрите, я же на ярмарке была и заготовки вам принесла. Только матрешки на них грустные и скучные, предлагаю создать каждому из вас свою авторскую матрешку.

Сначала расписывать матрешек мы будем восковыми карандашами, все узоры и цветы. А потом раскрасим косыночку и саму матрешку красками. Восковые карандаши сохранят наши узоры и не дадут краске растечься.

Ну, что готовы к работе, сели все правильно, спинки ровные. Приступайте.

Итог

Молодцы! Какие красивые получились у вас матрешки. А главное все такие разные и радостные. И у каждого она хороша. Вы настоящие мастера!

Пусть наши матрешки немного подсохнут, и мы устроим выставку наших матрешек. Полюбуемся на них.

  • Ребята, музей, какой игрушки мы с вами сегодня посетили?
  • Что нового узнали о матрешке?
  • Что больше всего запомнилось?