Роль театральной деятельности в развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Театрализованная деятельность в детском саду является эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить играя». Детей не надо заставлять играть, они это очень любят. Данная деятельность развлекает, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, развивает его фантазию. Театр помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи.

Наблюдения за детьми в самостоятельной игровой и в непосредственной организованной деятельности, мы отметили низкий уровень речевого разви­тия, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом и неумение передать свои эмоции.

Для успешной реализации интеллектуально-творческого потенциала ребенка, для социально-коммуникативных способностей, для сплоченности се­мьи и детского сада мы в своей группе разработали проект по театральной деятельности «Волшебный мир театра».

Цель проекта: создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протя­жении всего образовательного проекта.

Задачи:

  • разработать систему приемов по взаимосвязи различных видов театра в режиме дня;
  • обеспечить тесную взаимосвязь всех видов деятельности в режиме дня;
  • пробуждать интерес детей к театрализованной игре;
  • формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;
  • формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;
  • знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;
  • развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние;
  • развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях;
  • вызвать желание выступать перед сверстниками;

Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также  помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

В систему работы по организации театрализованной деятельности вхо­дят: проектирование предметно-пространственной среды, планирование и реализация, взаимодействие с родителями, детьми и педагогами.

Ожидаемые результаты.

посредством театрализации у детей:

  • развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
  • дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
  • разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;

совершенствуется речь:

  • расширяется и активизируется словарный запас детей;
  • вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность;
  • развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.

Описание проекта.

Проект творческий, групповой, долгосрочный (рассчитан на 1 учебный год).

Участники проекта: воспитатели группы, дети младшей группы, родители воспитанников.

Работа по проекту начиналась со знакомства детей с видами театров.

Для проектной работы были выбраны следующие виды театра: пальчиковый, шагающий, настольный, теневой, кукольный театр «Би-ба-бо», магнитный, театр шапочек.

В работе мы использовали артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, скороговорки, пальчиковые игры, словесные игры, театрально-игровые упражнения «Расскажи стихи руками», речевые игры, игры-драматизации.

Особая роль отводится работе с родителями. Мы провели анкетирование среди родителей с целью выявления знаний по данной тематике. Для мам и пап подготовлены памятки: «Волшебный мир театра», «Роль театральной деятельности в развитии дошкольников», « Мастер-класс: «Кукла – Сказка»». Были проведены: родительское собрание «Влияние театрализованной деятельности на дошкольника», мастер-классы по изготовлению театральных кукол и театров своими руками, консультации: «Театр и дети», «Кукольный театр дома», «Волшебный мир театра», «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», оформлены уголки стендовой информации, где родители получили информацию о значении театра в воспитании детей, рекомендации о посещении с ребенком спектаклей.

Проанализировали оснащение и расположение развивающей среды по театральной деятельности. Была подготовлена подборка художественной ли­тературы по возрастам.

Для реализации проекта для детей были подобраны: «Картотека пальчиковых игр», «Картотека игр на развитие речи», «Картотека ритмических упражнений», «Картотека игр на развитие эмоциональной сферы».

Итоговым продуктом проекта явилась совместная работа родителей и детей по изготовлению театров «В гостях у сказки».

Наш проект создает условия для формирования у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего ребенка. Сотрудничество педагогов, родителей детей нашей группы в рамках проектной деятельности  укрепляет психологическое здоровье семьи.
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, способствует всестороннему развитию ребенка. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 352 с.

2. Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пос­бие / В.А.Гончарова, Т.А.Колосова. – Санкт-Петербург: Каро, 2017. – 128 с.: ил.

3. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.

4. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Под ред. О.В.Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.