Детское словотворчество как итог работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (сборник сказок)

Разделы: Работа с дошкольниками


Циклограмма лексических тем в подготовительной речевой группе.

Сентябрь:

1,2,3 недели – проведение мониторинга

с 21.09-25.09 «Миновало лето, осень наступила!» (осень, приметы)

с 38.09- 2.10 «В огород пойдем, урожай соберем!» (овощи)

Октябрь:

с 5.10-9.10 «На базар ходили мы - много груш, там и хурмы!» (фрукты)

с 12.10-16.10 «Выросли на кочке, мелкие грибочки!» (грибы)

с 19.10-23.10 «А в лесу растет черника, земляника, голубика!» (ягоды)

Ноябрь:

с 26.10-30.10  «1,2,3,4,5 - «Вышли курочки гулять!» (домашние птицы)

с 2.11-6.11 «Идет бычок качается!» (домашние животные)

с 9.11- 13.11 «Ежик топал по тропинке!» (дикие животные)

с 16.11-20.11 «Полосатые лошадки, африканские лошадки!» (животные юга)

с 23.11-27.11  «Вьюга воет и кружит, на снегу тюлень лежит!» (животные севера)

Декабрь:

c 30.11-4.12 «Мороз и солнце, день чудесный» (зима, приметы, спорт)

с 7.12-11.12 « В цирке медвежонок пляшет и задорно бубном машет!» (музыкальные инструменты)

с 14.12- 18.12 «Расставил Андрюшка в два ряда игрушки!» (игрушки)

с 21.12- 25.12 «В зимний день среди ветвей, стол, накрытый для гостей» (зимующие и кочующие птицы)

с 28.12-31.12 «Наступает праздник новогодний, зажигает тысячи огней!»

Январь:

с11.01-15.01 «Я перчатку одеваю, я в нее не попадаю!» (одежда, головные уборы)

с 18.01-21.01 «Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую!» (обувь)

с 25.01-29.01 «1,2,3,4 много мебели в квартире!» (мебель)

Февраль:

с 1.02-5.02 «Хохлома ты моя золотая!» (народные промыслы)

с 8.02-12.02 «У меня зазвонил телефон!» (бытовая техника)

с 15.02-19.02 «Метлу взяла и двор подмела!» (орудия труда, инструменты)

с 22.02-26.02 «На горах высоких, на родном просторе, защищает Родину солдат!» (ДЗО)

Март:

с 29.02-4.03 «Весна, весна! Как воздух чист!» (весна приметы, мамин день)

с 7.03-11.03 «Вот большой стеклянный чайник!» (посуда)

с 14.03-18.03 «Посадила бабка в печь, пироги с капустой в печь!» (продукты питания)

с 21.03-25.03 «Я садовником родился!» (цветы)

Апрель:

с 28.03-1.04 «Поднимайте плечики. Прыгайте кузнечики!» (насекомые)

с 4.04-8.04 «Как по морю-океану, рыба-рыбища плывет!» (водоемы, жители)

с 11.04-15.04 «Мы пришли на космодром!» (космос, временные понятия)

с 18.04-22.04 «Вот летит большая птица» (перелетные птицы)

с 25.04-29.04 «Как мой садик свеж и зелен!» (кусты, деревья)

Май:

с 2.05-13.05 «День Победы, как он был от нас далек!»

с 16.05-20.05 «Ехала машина темным лесом!» (транспорт)

с 23.05-27.05 «1,2,3,4,5-люблю по городу гулять!» (д\р города)

Развитие связной речи в подготовительной группе.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов-описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Дети подготовительной группы должны уметь:

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
  • Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Использовать монологическую и диалогическую формы речи.
  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель.
  • Педагог должен воспитывать своей речью.

Задачи проекта.

1. Развивать у детей познавательный интерес и расширять кругозор дошкольника.

2. Развивать все стороны связной речи.

3. Вести совместную активную работу с родителями, направленную на решение проблемы проекта.

4. Воспитывать у детей правильное отношение к художественной литературе, формировать понятие - книга, писатель, поэт.

5. Учить детей самостоятельности высказывания своих мыслей.

6. Продолжать учить детей, грамотно строить предложения, использовать больше глаголов и прилагательных.

7. Учить детей пересказывать короткие тексты, разучивать стихи, при этом воспитывать и развивать выразительные стороны речи.

8. Развивать у детей воображение (придумывание нового конца или начала к знакомым произведениям, придумывать другое развитие сюжета со знакомыми героями).

9. Продолжать развивать все психические процессы.

10. Упражнять детей в подборе слов близких по значению.

11. Продолжать учить правильному дыханию.

12. Продолжать использовать схемы-модели для составления пересказа, или своего рассказа.

13. Продолжать учить детей составлять рассказы по цепочке, устанавливая логические связи, выделять главную мысль.

14. Работать над словарем, учить объяснять переносное значение слов.

15. Продолжать учить детей отгадывать литературные загадки, решать стихотворные задачи математического содержания.

16. Продолжать учить детей составлять рассказы по картинам (используя свои знания стихов, рассказов, отмечая при этом характерные особенности предмета или явления).

17. Упражнять детей, в составление и использование в речи распространенных предложений с однородными членами.

18. Упражнять детей в образование окончания прилагательных.

19. Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

20. Учить детей образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа.

21. Упражнять детей в произнесение слов с различной силой голоса.

22. Упражнять детей в придумывание предложений: вопросительных и восклицательных.

23. Учить детей применять накопленный речевой материал в творческих и сюжетных играх, в общение со сверстниками и взрослыми.

24. Воспитывать любовь к художественной литературе, желание читать.

25. Знакомить детей и родителей с творчеством писателей и поэтов (русских и зарубежных).

Приложение "Наши сказки"