Проект урока-конкурса для самодеятельного оркестра русских народных инструментов

Разделы: Дополнительное образование


Аранжировка как средство художественной выразительности

Аранжировка, как средство художественной выразительности в создании музыкального образа на примере пьес Д.Б.Кабалевского «Токкатина» и «Клоуны».

Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1983 г.) - советский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Делом всей жизни считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы. В его творческом наследии оперы, кантаты, симфонии, концерты для скрипки и виолончели, песни, 150 пьес для фортепиано.

Каждый, кто учился в ДМШ наверняка играл «Токкатину» и «Клоуны», будь то пианист, аккордеонист или баянист. Д.Б.Кабалевский написал эти пьесы для фортепиано. И каждый исполнитель волен слышать в этой музыке своё содержание.

Что такое «Токкатина»? Это маленькая Токката - виртуозная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и чётким ритмом. А о чём конкретно эта музыка? Каждый исполнитель «видит» свой образ.

С «Клоунами» всё понятно, композитор дал название (программная музыка), и мы можем представлять только их, но какие они? Чёрно-белый рисунок хочется раскрасить, придать объём. Этим и занимается аранжировщик.

Аранжировка - это творческий процесс переложения авторского музыкального произведения на другой, отличный от оригинала музыкальный состав. Аранжировщик «раскрасит» тембрами различных инструментов мелодию, контрапункт, аккомпанемент, ритмическую и мелодическую педаль.

Не думаю, что композитор задумывал эти произведения, как сюиту, но аранжировщик услышал в этих двух произведениях, если их сыграть без перерыва, один красочный и даже «мультяшный» сюжет - «В цирке».

Итак… «Токкатина». Ярко выраженная мелодия, аккордовый стаккатированный аккомпанемент, сквозное развитие с признаками трёхчастной формы. Что же происходит в этой музыке?

На тёмной арене цирка постепенно зажигаются огни рампы и начинается ПАРАД-АЛЛЕ (выход всех артистов перед началом представления). С p (пиано) до f(форте) на крещендо постепенно полностью заполняется арена: акробаты, жонглёры, собачки, лошадки, на ff ревут тигры и слоны - кульминация. Затем артисты уходят за кулисы, и на арене остаются только клоуны. Чтобы подготовить арену для следующего номера, паузы заполняют клоунские антре.

Вот, что услышал аранжировщик в этой музыке.

Какие же инструменты оркестра раскрасят эту картину?

В оркестре русских народных инструментов разнообразная палитра тембров.

В «Токкатине» мелодия написана в басовом ключе, значит мелодию отдадим Домрам-альт и бас. Балалайки контрабас и бас вступают, дублируя мелодию, в подходе к кульминации и кульминацию. Аккомпанемент сначала пиццикато у домр малых и балалаек. Стаккато подчёркивает коробочка, затем ксилофон. Большая тарелка на тремоло вводит в кульминацию, затем ударами подчёркивает первую долю. Гусли клавишные заполняют целые такты кульминации, где tutti всего оркестра создаёт плотное насыщенное звучание, балалайки и баян играют аккордами. После кульминации остаются только домры и балалайки пиццикато, коробочка. Партитура «светлеет», diminuendo до pp.

«Клоуны». Композитор рисует кривляние персонажей мелодическим чередованием диезов и бекаров, бемолей и бекаров.

Чтобы не перегружать партитуру и детям легко было играть, в начале отдаём главную мелодию Домре-малой-соло. В аккомпанементе оркестровый колокольчик, баян стаккато в высоком регистре легко держат ритмическую основу. Чтобы обеспечить лёгкость звучания, басы тоже играют в верхнем регистре. Домра-альт подхватывает мелодию в бемольных тактах, уплотняем партитуру. Теперь балалайки играют аккомпанемент аккордами, вступают гусли клавишные, подход к кульминации - вступает тарелка тремоло. В кульминации и малые и альтовые домры играют мелодию f. Tutti оркестра. Общее радостное настроение подчёркивает тамбурин. Заключительные три такта - чёткие аккорды всех инструментов на f.

Любое произведение, если это не противоречит замыслу автора, аранжировщик может украсить, переложив его на оркестр.

Для понимания музыкального образа произведения, можно добавить зрительные ассоциации, проведя конкурс «Я рисую музыку».