Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

Разделы: Начальная школа


В настоящее время у 60% детей, поступающих в школу, отмечаются нарушения фонематических процессов. Формирование фонематических процессов является базовым условием для успешного обучения детей грамоте. Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Основным здесь является развитие и совершенствование устной речи детей и, прежде всего, формирование у них правильного произношения, фонематических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения.

Рассмотрим возможные проблемы и попытаемся выявить причины этих трудностей

1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.

Причины:

- Недоразвитие фонематического восприятия.

- Слабая концентрация внимания.

2. Пропуск букв, недописывание слов предложений.

Причины:

- Недостаточность звукобуквенного анализа.

- Неустойчивость внимания.

- Сниженная работоспособность (астеническое состояние).

3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов.

Причины:

- Несформированность умения производить звукобуквенный анализ, выделять слово из речевого потока

4. Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных.

Причины:

- Недоразвитие фонематического восприятия.

- Недостаточность звукового анализа.

- Отсутствие ориентации на звуковую структуру.

5. Неразличение на письме сходных по начертанию букв.

Причины:

- Недостаточность зрительного анализа.

6. Недоговаривание, добавление звуков.

Причины:

- Недоразвитие фонематического восприятия.

- Недостаточность звукового анализа.

7. Лишняя вставка букв, удваивание букв.

Причины:

- Несформированность звукобуквенного анализа.

- Невнимательность.

8. При списывании – пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах.

Причины:

- Недостаточность зрительного анализа.

- Недостаточность звукобуквенного анализа.

Работа по исправлению звуков включает следующие этапы: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (артикуляционная гимнастика); постановка звука; закрепление (автоматизация) звука; различение (дифференциация) звука со смешиваемым.

Исправление недостатков произношения достигается длительной тренировкой органов артикуляционного аппарата (губ, языка) в тесной связи учителя и логопеда. С этой целью на уроках произношения обучаю детей основным подготовительным упражнениям, например:

1. Открыть рот до обнажения зубов и удерживать его в таком положении на счет до 5-10.

2. Складывать губы попеременно трубочкой и разтягивать их в улыбке.

3. Высунуть язык и, похлопывая губами и произнося слоги пя-пя-пя, сделать его широким.

4. Удерживать широкий язык за нижними, затем за верхними зубами.

5. Дуть на широкий язык, вначале высунутый, потом опушенный за нижними или поднятый за верхними зубами.

Основные требования к артикуляционной гимнастике

1. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, так ребенок поначалу не умеет оценивать свои мышечные ощущения при выполнении того или иного упражнения. Ему помогает зрительный контроль через зеркало.

2. Каждое движение выполняется по возможности в полном объеме. Объем движений и их точность постепенно возрастают.

3. Все упражнения выполняются в размеренном темпе, под счет. Это приучает к удерживанию отрабатываемых движений. При четком и точном выполнении движений можно ускорить темп.

4. При нарушении у ребенка звуков многих групп гимнастика направлена на развитие всего артикуляционного аппарата. При нарушении звуков одной фонетической группы гимнастика носит узкий, целенаправленный характер. При хороших артикуляционных возможностях звук может быть вызван на первом же занятии и необходимость в гимнастике в этих случаях отпадает.

Основные требования к постановке звуков

  1. К постановке звука приступают тогда, когда ребенку доступен артикуляционный уклад, обеспечивающий образование данного звука. Усиленное применение средств механической помощи при постановке звука указывает на недостаточную тренировку ребенка в стадии артикуляционной гимнастики.
  2. Не рекомендуется одновременно ставить звуки, имеющие противоположный артикуляционный уклад, например [c] и [ш].
  3. Кода поставлен и закрепляется один из группы однородных звуков (например [с] из группы свистящих, то желательно переходить к постановке звука [з], не дожидаясь закрепления звука [с] в самостоятельной речи ребенка. Иначе в речевом потоке на ребенка будут действовать две противоположные установки: звук [с] он должен произносить с новым артикуляционным укладом(т.е. правильно), а звук [з] по-старому. Обычно на стадии закрепления новых звуков в связной речи мы работаем уже одновременно над всеми звуками одной группы ([с], [з], [ц] ) при условии, чтобы ребенок не смешивал в произношении эти звуки.

Основные требования к автоматизации поставленных звуков

  1. Вновь поставленный звук закрепляется в звукоподражаниях, например: ссссс-свистит проколотая камера мяча, ззззз-звенит комар, шшшшш-шипят гуси, ш-ш, ш-ш, ш-ш (чередуя сильный и слабый выдох) - игра «Паровоз».
  2. Если ребенок научился произносить изолированный звук правильно (каждый раз с первой попытки), его включают в слоги различных типов. Слоги являются как бы моделью слов, где звук окружен различными по артикуляции гласными и согласными, что требует отработки переключения речевых движений в разнообразных сочетаниях.
  3. Звук включается в слова различной слоговой структуры. Наиболее легкая позиция звука для произнесения-начало слова. Труднее - конец слова и слог со стечением согласных. Включение звука в слова удобно проводить на специально подобранных наборах предметных картинок, названия которых содержат звук в различных позициях.
  4. Закрепление звука во фразе, тексте поначалу проводится отраженно, т.е. ребенок повторяет материал за учителем, родителями. Кроме загадок, пословиц удобно использовать стихотворные сказки К.Чуковского, С.Михалкова и других поэтов. Строчки, содержащие по нескольку отрабатываемых звуков, ребенку приходится повторять по два-три раза, добиваясь лучшего произношения. Это удобнее делать на стихотворной строке. Так как она легче запоминается и не может быстро наскучить. На этом материале ребенок накапливает активный словарь, включающий поставленные звуки.
  5. Если ученик уже обучен грамоте, ему можно предложить сначала подчеркнуть в тексте соответствующие буквы, чтобы при чтении видеть заранее, сколько раз в строке встречаются новые звуки, и успевать во время подготовить их артикуляцию по ходу чтения.
  6. Следующие по сложности задания-введение звуков в пересказы (подготовленный речевой материал) и в повседневную речь. Для чего необходим контроль со стороны учителя и родителей. При таком постоянном контроле у ребенка развивается самоконтроль, когда он на основе мышечных и слуховых ощущений оценивает правильность своего произношения и сам исправляет допущенное искажение звука.
  7. Если ученик удерживает все поставленные звуки на неподготовленном речевом материале (при составлении рассказа по сюжетной картинке, при объяснении хода решения доступной задачи), учитель и родители продолжают контроль за произношением ребенка до полной автоматизации звуков во всех видах речевой деятельности.

Основные требования к дифференциации звуков

  1. Различение двух смешиваемых звуков начинают с сопоставления их артикуляционного уклада и звучания, затем включают их в парные слоги, слова-паронимы (различающиеся одним звуком-типа рак-лак), слова различной структуры, содержащие один, а позже и оба смешиваемых звука. Ставится задача контроля и самоконтроля за произнесением смешиваемых звуков в связной речи.
  2. Одновременно с различением звуков в произношении следует упражнять детей в дифференциации этих звуков на слух, что имеет важное значение для письма.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения произношения звуков и основные приемы их коррекции на уроках произношения и внеурочной деятельности. При нарушении произношения свистящих звуков [с], [з], [ц] и [с’], [з’] показываем ребенку, как следует опустить кончик языка за нижние зубы. Рассказываем, что губы при этом находятся в улыбке, зубы сближены, а боковые края языка подняты к верхним зубам, выдыхаемая струю воздуха проходит по середине языка. Полученный звук [с], [с’] ребенок повторяет до 10 раз. Итак некоторое время, пока произношение звука не станет достаточно легким.

Затем переходим к его закреплению: сначала в слоге, затем в слове, предложении. Ученик может повторять слоги, слова, предложения, стихи, скороговорки вслед за взрослым, а также читать их из книги, предложенной карточки, на которой написано задание, например:

1. Добавить устно слог сы или си к данным слогам так, чтобы получились слова. Составит слова из букв разрезной азбуки, прочитать и списать их.

О-..,у-.., ко-.., но-.., ..-ну, о-..-на.

2. Прослушать ряд называемых учителем слов и назвать слова со звуками [с],[с’].

Колосок, колхозник, капуста, горох, ананас, вишни, сливы, земляника, цветы, брусника, груша, абрикосы, яблоко, персики.

3. Поставить перед словом звук [с].

.лава-Слава, .тон-стон, .тук-стук, .вой-свой.

4. Назовите второй слог, а потом все слово.

Ко-су-ля, по-су-да, ле-со-чек, по-сыл-ка, ко-сын-ка.

5. Проговорить за учителем пословицу, найти в них слова с изучаемыми звуками, указать позицию звука в слове.

Добрый совет пускай на весь свет.

6. Выучить скороговорку. Изобразить ее с помощью схемы, указав количество слов в предложении и слогов в словах.

Спит спокойно сытый сом.
Смотрит сладко сотый сон.