Социально-экономическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Перестройка

Разделы: История и обществознание

Класс: 11

Ключевые слова: СССР, Перестройка. Ускорение. Гласность. Новое мышление


Аннотация: урок истории в XI кл. посвящён сложному и противоречивому этапу в истории России - Перестройке. Урок «Социально-экономическое развитие СССР 1985-1991 гг. Перестройка», рассчитан на 45 минут.

Методическая разработка урока

Цель урока: изучить начальный этап политики перестройки в СССР, ее причины, задачи, последствия экономических и политических реформ.

Задачи урока:

  • Сформировать конкретные представления о этапах перестройки в СССР, ее причинах, задачах и последствиях экономических и политических реформ. Роли М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к событиям современной истории России;
  • Развивать умение анализировать учебный материал, выделять основные аспекты политики правительства в изучаемый период, умение работать с историческими источниками, картой, самостоятельно делать выводы. Продолжить формирование умений вести диалог, работу в группах.

Образовательные ресурсы:

  • Карта Советский Союз в 1985-1991 гг. Распад СССР.
  • Схема «Перестройка (1985-1991 гг.).
  • Плакаты СССР времен Перестройки. https://my-ussr.ru/soviet-posters/restructuring/186-posters-of-the-ussr-during-perestroika-restructuring.html
  • Картографический практикум по истории.XX- нач. XXI в. 9-11 классов общеобразовательных организаций. Учебное пособие / А.Ю.Морозов, А.Н.Абдулаев, О.В.Сдвижков. - М: ООО «Русское слово» 2016.
  • Портрет президента РСФСР, РФ Б.Н.Ельцина.
  • Портрет Президента СССР, М.С.Горбачева.
  • «Сделано в СССР» - перестройка. https://www.youtube.com/watch?v=U5dFnv0OCO4.
  • Презентация.

Объем учебного времени: 45 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Формы: фронтальная, индивидуальная, в группе.

Основные понятия: «ускорение», «обновление», гласность, демократизация, реабилитация, альтернатива, многопартийность.

Личности: Горбачев, Андропов, Ельцин, Явлинский, Шаталин, Рыжков, Шеварднадзе, Гайдар.

Оборудование урока: Компьютер, Smart- доска, проектор, документ-камера

Опережающее задание классу: подготовить краткую историческую справку о том, как общество отреагировало на начало реформ перестройки.

Индивидуальное задание - Статья Н.Андреевой» в газете «Советская Россия», почему она вызвала такую реакцию в обществе?

Учебники и учебные пособия

  • История России, базовый и углублённый уровень, под редакцией А.В.Торкунова. М., п.39-40, 42
  • Кацва Л.В. История России ХХ век, курс лекций для старшеклассников, глава 9.
  • История России. Поурочные рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.П.Андреевская. - М.: Просвещение, 2015

На демонстрационной доске расположены плакаты и портреты политических лидеров СССР времен перестройки.

1. Организационный момент

(Учитель приветствует класс).

2. Актуализация опорных знаний по теме «Социально-экономическое развитие СССР 1985-1991 гг. Перестройка»

Сегодня наш урок посвящен сложному и противоречивому периоду в истории нашей Родины, периоду, когда страна в очередной раз встала перед альтернативой выбора, и выбрала она Перестройку. (учитель просит обратить внимание на тему урока и записать ее в тетради).

Давайте вспомним.

Учитель задаёт вопросы по ранее изученному материалу:

  • Внутренняя и внешняя политика СССР при Ю.В.Андропове.
  • Проблемы развития СССР в начале 80-х годов, перечислите известные вам проблемы.

Примерный ответ:

  • в экономической сфере - кризис командной экономики снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, поддержание экономики за счет продажи сырья; экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблемы дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономике, рост преступности в экономической сфере.
  • социальной сфере - проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Неверие в возможность перемен, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, продовольственная проблема и т.д.
  • политическая сфера - кризис тоталитарной системы, бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д. Национальные проблемы, внешнеполитические проблемы. Гонка вооружений, Афганская война.

3. Введение в тему

Давайте попробуем определить, какие вопросы нам необходимо затронуть, чтобы раскрыть тему урока?

Обсуждение вариантов ответов учащихся

План урока

  1. Истоки и причины перестройки.
  2. Экономические реформы.
  3. Политическая борьба в 1987-1988 гг.

Учитель: В сознании наших людей укрепилось устойчивое мнение, что перестройку начал М.С.Горбачев, но это не так. Первым кто заговорил о перестройке, наведении правового порядка, социалистической законности и ускорении темпов экономического развития был Ю.В. Андропов. По роду своей должности он, как никто другой знал, что не так в стране. С его именем связана «всенародная борьба» за трудовую дисциплину и борьбу с нетрудовыми доходами. В стране начинаются громкие уголовные дела- «Хлопковое дело в Узбекистане», «Дело Щелокова», «Дело Елисеевского магазина», «Дело Медунова».

«Дела» по коррупции встречаются с одобрением, но конкурентоспособность отечественной экономики от этого не выросла и лучше жить не стали…

4. Новая тема

I. Истоки и причины перестройки

После смерти Л.И.Брежнева (ноябрь 1982 г.) в СССР наступает период острой борьбы за власть. В марте 1985 г. после смерти К.У.Черненко, сменившего перед этим Ю.В.Андропова, генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С.Горбачев. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, на Перестройку.

Обратимся к словарю, запишите в тетрадь значение термина Перестройка. (записывают в тетрадь).

Учитель. Подумайте, какую цель ставило перед собой руководство страны начиная эту политику?

Примерный ответ: Достигнуть успешных результатов в преобразовании экономической, социальной и политической сферы.

Учитель: Когда только начиналась горбачевская «перестройка», никакой продуманной программы реформ не было. Родилась эта идея, как способ для выживания и сохранения самой системы. Поэтому первый период «перестройки» проходил в рамках сохранения социалистической системы. Это был не слом старой системы, а неумелая попытка сохранить существующую систему через ее реформирование.

Задание: Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны.

Используя текст п. 39, охарактеризуйте меры «косметического ремонта здания социализма».

(заслушиваются ответы учащихся)

Проблема: В историографии существует две точки зрения на причины перестройки:

  • Объективность происходящих процессов;
  • Перестройку Советскому Союзу навязал Запад? Почему зарубежные политологи, обозреватели-международники не верили в возможность радикальных реформ в СССР?

Задание. Используя текст источника, п.39, приведите примеры в пользу каждой из точек зрения.

(Заслушиваются ответы учащихся).

Учитель подводит итог ответам.

Причинами перестройки стали:

  • необходимость преодолеть кризисные явления во всех сферах советского общества;
  • необходимость преодолеть тенденцию к изоляции СССР от мирового сообщества.

II. Выбор стратегии

Учитель. На первоначальном этапе, в апреле 1985 г. предполагалось совершенствование существующей экономической системы - так называемого Ускорения - эти меры касались только экономики и носили административный характер. Кардинальная реформа, включая политические изменения, началась, когда на пленуме ЦК КПСС в январе 1987 года перестройка была объявлена новым курсом: «преодоление эпохи застоя и обновлением всех сторон жизни страны».

Учитель. Задание классу.

Работая в группах, используя материал учебника История России ч.3, п. 40, выделите этапы экономической реформы, оформите в виде схемы: «Этапы преобразований».

Представители групп рассказывают о полученном результате (примерный ответ).

Учитель. Так называемые экономические реформы перестроечного периода не дали положительного результата, массы были разочарованы в перестройке.

Результаты преобразований поставили перед руководством страны вопрос о радикальной перестройке экономики, то есть о переходе к рыночной экономике.

Вопрос классу. Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?

(ответ класса)

Учитель. Как общество отреагировало на начало реформ?

(заслушиваются краткие сообщения класса на основе опережающего задания)

III. Политическая борьба в 1987-1988 гг.

Учитель. Отличительной чертой последних лет Перестройки было падение политического влияния КПСС и связанных с ней массовых политических организаций, в первую очередь ВЛКСМ и профсоюзов.
вопрос классу

Как объяснить, что власти пытались скрыть последствия взрыва на Чернобыльской АЭС, в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения, хотя в то время речь шла о преобразованиях либерального характера?

(заслушивают ответы учащихся)

Учитель. Как Вы считаете по каким вопросам были разногласия в верхушке власти?

(ответ класса)

Учитель. Первыми шагами политического переустройства стало незначительное омоложение кадров, в том числе партийных, но это не решило проблемы.

Учитель. Какие шаги предприняла власть для решения этих проблем?

Обратимся к первоисточнику.

(ребята работают с текстом резолюции, отвечают на вопрос)

Учитель. Выслушав ответы комментирует факты, изложенные в первоисточнике.

Центральная власть почувствовала, что теряет контроль над инициативными процессами. Теперь власти приходилось подстраиваться под текущую ситуацию:

  • Экономический рост сменяется падением всей экономики.
  • Жизненный уровень населения стремительно падает, а товарный дефицит достигает апогея.
  • Эйфория перестройки сменяется разочарованием, антикоммунизмом и русофобией.
  • Горбачев быстро теряет «рычаги управления» страной несмотря на его избрание Президентом СССР. В прессе появляется статья Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами», с критикой политики власти, которая расколола общество на «прогрессистов» - «горбачевцев» и «ретроградов» - «ниноандреевцев», во всеуслышание объявленных «врагами перестройки».

Учитель. Давайте заслушаем сообщение об этой статье

(рассказ ученика - опережающее задание).

Учитель подводит итог, делает выводы:

  • отсутствие продуманной концепции перестройки и плана ее реализации;
  • негативные результаты экономических реформ, падение жизненного уровня населения;
  • раскол в партийно-государственном руководстве страны

В обыденном сознании людей есть разные точки зрения на события того периода.

Задание на дом: записать в тетрадь ответ ваших близких на вопрос, как они оценивают события Перестройки? Стоили ли они того?

Сегодня мы можем уверенно сказать, что события перестройки были неизбежны, вопрос только во времени, методах и средствах реализации этих реформ. Мы продолжим с вами знакомиться с событиями этого периода на следующем уроке.

5. Рефлексия

Вопрос классу:

  • Как вы живущие сегодня в третьем десятилетии XXI в. оцениваете те события?

Заслушиваются ответы учащихся.

Выставляются оценки.

Учитель отвечает на возникшие вопросы.

На заключительном этапе возможен просмотр документальной кинохроники.

Домашнее задание:

  • 1 уровень: пересказать текст учебника на стр.39-40.
  • 2 уровень: сообщение: «Как приняли Перестройку мои земляки?».
  • 3 уровень: Сочинение: «Исторический портрет М.С.Горбачева».