Адаптивное обучение (старшие классы): технологии и модели

Разделы: Русский язык


Адаптивная система обучения - это способ обучения, который обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся - старшеклассников и способствует интенсификации учебного процесса за счет изменения ее структуры. Такое образование является узкоспециализированным, так как учебный план формируется с учетом потребностей учащегося, его возможностей и способностей. Создается «особая» система и подход к учащемуся: подбираются методы обучения, формируются задания с учетом требований. Методика обучения опирается на базу, текущую подготовку, таланты, способности студента. Такой подход в значительной степени позволяет активно развить и закрепить навыки, более глубокие знания.

Адаптивная подготовка учащихся предполагает выделение четырех основных элементов, на которых делается акцент в ходе подготовки специалистов:

  1. Модель предметной области. По сути, это та научная деятельность, которая подлежит изучению. Здесь важно выделить суть: основные понятия, приемы, методы, теории, причинно-следственные связи и прочие нюансы, которые чаще всего используются на практике. Именно этому и будут учить в дальнейшем.
  2. Модель учащегося, старшеклассника. Под этим термином понимают текущий уровень подготовки ученика 10-11 классов, то есть база знаний, которую он приобрёл в 5-9 классах: что он уже знает, чем умеет пользоваться. С помощью модели учащегося определяется дальнейший ориентир, траектория обучения: понятия, приемы, последовательность занятий и тем, предметы и пр. Поэтому в самом начале (или на этапе начального обучения) старшеклассники проходят «начальное тестирование», чтобы определить начальную подготовку, проработать учебную программу с учетом сильных и слабых сторон и пр. Программа усваивается быстрее и лучше у тех, кто обладает хорошей учебной и практической базой, умеет этим пользоваться.
  3. Модель адаптации. По сути, это образовательная программа, учитывающая последовательность занятий и тем: что, как и когда будет пройдено, усвоено и закреплено. Здесь будут отражены правила, благодаря которым учащийся, старшеклассник, сможет постепенно повышать свой уровень обученности, продвигаться вперед, осваивать новые теоретические и практические аспекты по принципу «от простого к сложному». На этой стадии происходит формирование новых качеств и знаний, их адаптация (обучение грамотно пользоваться полученным «багажом» знаний).
  4. Взаимодействие с педагогами. Адаптивное обучение предполагает тесный контакт с педагогами всеми доступными и удобными способами: живое общение, переписка, онлайн-разговор и пр. Данный компонент предполагает проработку нюансов, устранение пробелов, проверку качества обучения и пр.

В адаптивной системе изменяются роли педагога и обучающегося-старшеклассника: учитель выступает организатором учебной деятельности, а что касается ответственности за результаты, то он разделяет их с мотивированными учениками. В этой системе преимущество отдается демократическому стилю руководства, а не авторитарному. Обучающийся является субъектом обучения, а не пассивным получателем информации (т.е. объектом). Благодаря педагогу он добывает знания, активно входит в мыслительный процесс и занимается планированием собственной учебно-познавательной деятельности.

Центральное место в адаптивной системе обучения занимает старшеклассник с его индивидуальными особенностями: биологическими задатками и способностями, спецификой организации мыслительного процесса, уровнем активности и самостоятельности в практической и познавательной деятельности, также работоспособностью и т.д. Результатом данной системы становится качественное изменение его индивидуальных особенностей.

Активная самостоятельность мотивированного обучающегося в процессе познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств, формированию умений интеллектуального и духовного саморазвития, а также самопознанию личности ученика. Таким образом, адаптивная система обучения направлена на формирование компетенции личностного самосовершенствования.

Еще одной особенностью адаптивной системы является организация процесса обучения, в котором важная роль отводится групповой работе. На уроке происходит взаимодействие учеников, в течение которого они занимаются изучением нового материала, применением и закреплением изученного при практически постоянном взаимоконтроле и самоконтроле. Участники должны легко выходить из конфликтных ситуаций, адекватно принимать критику, вести дискуссию и грамотно критиковать. В результате происходят диалоги по желанию, без вмешательства педагога. Такая работа осуществляется регулярно, в ходе нее все получают и совершенствуют опыт дальнейшей подобной деятельности, при этом в качестве дополнительно эффекта часто происходит активизация учебной деятельности старшеклассников.

Список литературы

  1. Адаптивные системы / ред. Л.А.Расстригин. - М.: Рига: Зинатне, 1995. - 156 c.
  2. Бабко Г.И. Модульные технологии обучения. Теория и практика проектирования / Г.И.Бабко. - М.: РИВШ, 2010. - 64 c.
  3. Биктяков К.С. Адаптивность системы управления персоналом. Учебное пососбие. Биктяков К.С. / К.С.Биктяков. - Москва: СИНТЕГ, 2013. - 650 c.
  4. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. Книга для учителя / А.С.Границкая. - М.: Просвещение, 1991. - 176 c.
  5. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С.Границкая. - М.: Просвещение, 1991. - 175 c.
  6. Дядюнов А.Н. Адаптивные системы сбора и передачи аналоговой информации / А.Н.Дядюнов, Ю.А.Онищенко, А.И.Сенин. - М.: Машиностроение, 1988. - 288 c.