Занятие по внеурочной деятельности "В мире этикеток"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6


Цель: Познакомить учащихся с огромным миром этикеток и маркировок на товарах народного потреблении. Объяснить их смысл и научить правильно «читать этикетки».

Задачи:

  • Научиться получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке и этикетке.
  • Формировать биологическую и экологическую компетентности по вопросам: здоровье человека, здоровый образ жизни;
  • Развивать навыки экспериментальной и практической деятельности.

Форма: занятие-практикум.

Методы: словесный (диалог), практический (опыт, практическая работа), поисковый, информационный, рефлексивный.

Материалы и оборудование к занятию:

  • этикетки различных продуктов,
  • лупы (которые пригодятся для чтения некоторых этикеток, так как производители используют часто очень мелкий шрифт);
  • ступки, пипетки, спиртовка, йод, зажимы;
  • чипсы;
  • газированная вода;
  • чайник;
  • салфетки;
  • выставка упаковок и этикеток продуктов питания;
  • проектор, презентация;
  • видеофильм;
  • таблички с различными знаками, пищевыми добавками (Е);
  • оформление доски (составление алгоритма «Памятка покупателя» - прикрепляется магнитами на доску, можно подготовить картинки, этикетки с упаковок пищевых продуктов).

Добрый день, друзья!

"Человек - существо странное. Сначала он, вопреки здравому смыслу, разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия, стремится его поправить. Понять это очень трудно. Посудите сами. Человек сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: он заточает себя в "каменный мешок", служащий ему жильем, окружает вещами, употребляет продукты питания, по большей части не просто вредные, но и опасные для здоровья. Люди создали мощную индустрию, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять все то, что человек вырастил сам или взял у природы. А именно: консервировать, рафинировать, вялить, сушить, стерилизовать, разрыхлять, превращать в желе и студни, ароматизировать, коптить, жарить, замораживать, подкрашивать, насыщать углекислым газом, смешивать в самых невероятных сочетаниях, каких никогда не встретишь в естественных условиях.

Как часто в магазине мы покупаем вслепую даже тот товар, который выбираем сами. На что же нужно в первую очередь обращать внимание, покупая товары? Как вы считаете?

В первую очередь мы обратим внимание на название продукта, упаковку и этикетку товара.

Итак, тема нашей сегодняшней встречи «В мире этикеток».

Какова же будет цель нашего занятия?

Научиться получать информацию из этикеток и маркировок на продуктах и применять это на практике.

Итак, мы зашли в магазин. Представьте, что перед нашими глазами раскинулись полки с различными товарами. Вон там колбасные изделия, а там молочная продукция. Рядом расположилась кулинарная выпечка, сверкая упаковкой и разнося аромат всевозможных отдушек и ароматизаторов. Как разобраться во всё этом многообразии? Как выбрать именно тот товар, который будет качественным, полезным и безопасным? Что нужно знать каждому, кто идёт в магазины за продуктами? Каким продуктам питания следует отдавать предпочтение, а о каких следует забыть навсегда?

Давайте вместе составим алгоритм, в котором укажем, на что, в первую очередь, будем обращать внимание при выборе продукта и назовем его - «Памятка покупателя».

Перед вами лежат разрезанные полоски алгоритма, приклейте их, пожалуйста, последовательно. Итак, первое, на что обратим внимание:

  • Название продукта
  • Производитель продукции
  • Дата производства
  • Срок годности
  • Состав продукта

Ответы детей. (Внимательно изучу упаковку, посмотрю фирму производителя, срок изготовления и годности, при выборе продукта внимательно изучу состав и т.п.)

- А почему, для нас это так важно?

(Во-первых, это наше здоровье, самочувствие, продолжительность жизни, настроение и много другое)

- Зачастую на полках магазинов можно встретить несъедобные, опасные для здоровья продукты питания. Современные химические технологии, применяемые при производстве продуктов питания, поистине творят чудеса. Действительно, оставаясь безграмотными в этом вопросе, мы наносим смертельный вред своему собственному здоровью.

Часто ли у вас возникает неприятное ощущение в области кишечника, желудка? Если да, то, несомненно, на лицо тот факт, что, либо вы плохо питаетесь, либо вас что-то беспокоит, либо и то и другое. Как же решить эту проблему? А все достаточно просто. Надо для начала избавить свой организм от отравы, которая содержится в продуктах питания, к которым мы с вами привыкли.

Обязательно ознакомьтесь с составом продукта. Обратите внимание на букву Е с индексом, как будто зашифрованные письмена: Е211, Е223, Е651 и т.п. Что же это и насколько это безвредно?Это обозначение пищевых добавок. Недавно английские ученые из Исследовательского центра по изучению астмы и аллергии пришли к выводу, что некоторые красители и пищевые добавки могут негативно влиять на настроение и поведение детей. Трехлетним ребятишкам две недели давали фруктовый сок, в котором было растворено 20 мг различных красителей и 40 мг консерванта Е 211 (бензоат натрия). В следующие две недели дети получали сок без этих добавок. При кормлении "химией" дети хуже концентрировали внимание, были склонны к вспышкам гнева, с трудом засыпали. Многие из "гиперактивных" добавок не только влияют на психику, но вызывают аллергические реакции. Красители используются в 78% детских десертов, 93% конфет, 24% детских сыров, 32% чипсов. По данным тех же ученых, почти все газировки содержат бензоат натрия (Е 211), вызывающий злокачественные опухоли или по-другому - ракообразующий.

А давайте прямо сейчас проверим, что может сделать обычная газировка. Передаю слово Татьяне Николаевне (опыт с чайником и газировкой)

А пока чайник с газировкой немного постоит, продолжим о пищевых добавках. Вернемся к слайду с пищевыми добавками (читаем слайд)

Е

Значение

100-182

Красители. Усиливают или восстанавливают цвет продукта.

200-299

Консерванты. Повышают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов, химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезинфектанты.

300-399

Антиокислители. Защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета.

400-499

Стабилизаторы. Сохраняют заданную консистенцию. Загустители, повышают вязкость.

500-599

Эмульгаторы. Создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например, воды и масла.

600-699

Усилители вкуса и аромата.

900-999

Пеногасители. Предупреждают или снижают образование пены.

Есть, конечно, пищевые добавки полезные для организма. Но есть и очень вредные и опасные. Посмотрите на эту таблицу, вы сегодня с ней поработаете.

Посмотрите на слайд. Давайте рассмотрим некоторые этикетки.

Конечно, кроме пищевых добавок в состав входят и другие компоненты: это может быть большое количество соли или сахара, масла или маргарина и т. д. Что тоже может нанести вред организму. Например, практически все дети очень любят чипсы, да и взрослые не прочь похрустеть. А полезны ли они?

Предоставляю слово Татьяне Николаевне. Давайте вместе проведем опыт. Каждой команде сейчас будет дано задание. После проведения опыта команды сделают вывод. Можно вставать, двигаться, если нужно. Приступаем. (1 команда - раздавить чипсу на салфетке - проверить наличие масла; 2 команда - при помощи йода определяет наличие крахмала; 3 команда - пробует сжечь чипсы и посмотреть, горят ли они и как горят).

Подведем итог опыта с чипсами, сделаем выводы.

А теперь предлагаем посмотреть небольшой фильм (от кормления чипсами умерли крысы). Что вы скажете по этому поводу?

Сейчас проведем практическую работу «Читаем этикетки».

Слово предоставляется Нине Андреевне. Каждая команда получит по 2 этикетки или их фото от продуктов питания и определит, какую добавку содержит продукт и на сколько он безвреден или наоборот.

Исследовав состав пищевых продуктов по их этикеткам, сделайте соответствующие выводы (выступление команд).

А теперь вернемся к чайнику. Пожалуйста, Татьяна Николаевна.

Рефлексия (закончи фразу)

  • Сегодня на занятии я понял(а), что…
  • Сегодня я почувствовал(а), что…
  • Сегодня меня удивило…
  • После сегодняшнего занятия я буду…
  • Сегодня я расскажу дома о том, что…
  • Когда я буду выбирать продукт, я обязательно…

Мы надеемся, что теперь вы будете внимательны при покупке продуктов, и всегда сможете использовать табличку, которую мы дарим вам. Проанализируйте дома те продукты, которые вы любите и часто покупаете, и определите, нет ли в них вредных веществ.