Исследовательский проект "Тексты песен как речевой код современной эстрады"

Разделы: Руководство учебным проектом

Класс: 9

Ключевые слова: песни


Не секрет, что на сегодняшний день особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Именно они для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Не являются исключением и тексты популярных эстрадных песен: слова, подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там, формируя орфографические формулы и модели. Поэтому любые нарушения норм современного русского литературного языка в текстах песен становятся в сознании слушателя речевым кодом.

Выбор темы обусловлен желанием определить степень культурной и языковой грамотности современных эстрадных песен и их воздействие на слушателей

Актуальность исследования определяется следующими причинами.

  1. Стало интересно подойти к данной теме с точки зрения семантики;
  2. Исследовательская работа может стать небольшим штрихом в едином описании языкового портрета эстрадных песен;
  3. На основе этого материала можно провести исследования других эстрадных песен  с точки зрения  лингвистики.

Объект исследования: речевой код популярных эстрадных песен

Предмет исследования: популярные эстрадные песни.

Гипотеза: современные эстрадные песни не являются показателем развития русского литературного языка, а создаются авторами с нарушением языковых норм и снижают речевую культуру слушателя.

Цель работы: изучение текстов песен как речевого кода современной эстрады.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  1. Подобрать и изучить по данной теме научную и методическую литературу.
  2. Собрать и систематизировать песни отечественных кинокомедий.
  3. Проанализировать тексты популярных эстрадных песен с точки зрения норм литературного языка.
  4. Провести социологическое исследование среди моих собеседников с целью влияния  популярных песен на речевую культуру слушателей. Сделать выводы.

В связи с тем, что тексты эстрадных песен с точки зрения лингвистики мало изучены, поэтому большую помощь моему исследованию оказала работа, доктора филологических наук, профессора Костомарова Виталия Григорьевича «Язык текущего момента: понятие нормы», а также статья кандидата филологических наук Головиной Элеоноры Дмитриевны «Ту-ту-ту и на-на-на (О языке современной популярной песни)»

Именно их подход к лингвистическому анализу эстрадных песен помог мне в исследовании.

Образцовым вариантом национального языка является литературный язык, он подчинен строго определенным правилам, которые именуются нормой. По мнению профессора, доктора филологических наук Костомарова Виталия Григорьевича норма литературного языка – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Отклонения от норм могут свидетельствовать об элементарной неграмотности, недостаточной речевой культуре. Резкое и немотивированное отступление от литературной нормы – квалифицируется как ошибка. В ортологии – науке о литературных нормах – выделяют следующие разновидности норм: стилистическая, лексическая, грамматическая, орфоэпическа. Это те нормы, которые необходимы для формирования речевой культуры.

Опираясь на полученные теоретические сведения, я приступила к исследованию эстрадных песен. Мной были проанализированы 35 текстов песен современных российских исполнителей с учетом музыкальных вкусов опрошенной аудитории.

Приступая к практической работе, был проведен языковой анализ текстов песен, а также разновидности нарушений норм литературного языка. Выявлены и классифицированы наиболее типичные ошибки.

1. Нарушение стилистических норм. В анализируемом материале обнаружено нарушение чистоты речи: в текстах песен присутствуют слова-паразиты «И мне никого, блин, не надо…»(гр. «Градусы»); жаргонны «Что же делать, Ё-моё!» (гр. «Дискотека Авария»); просторечные выражения «Вот так и взяла бы и дала бы по башке» (А.Пугачёва).

2. Нарушение синтаксических норм.

«Словесная каша» «Ночью все ясно, если ты мне молчишь» (И.Лагутенко); логические неувязки «Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну» (О.Газманов). В этих песнях нет связи между членами предложения, основную мысль невозможно определить, текст представляет собой практически несвязный набор фраз, положенных на музыку.

3. Нарушение лексических норм.

- лексическая несочетаемость:

«Не забывай пламя огня,
Где мы с тобой греем себя…»
Ю.Савичева

Слова «пламя» и «огонь» - синонимы.

- лексические повторы: «А нам еще с тобою еще о многом надо помечтать" (группа "Руки вверх!"). Скорее всего автор данной композиции хотел усилить словом «ещё» значение «опять, снова».

- не менее распространенным изъяном является нарушение лексических норм, под которыми понимается употребление слов и устойчивых выражений в соответствии с их значением «Бордовый горизонт, бордовое Бордо в бокале» (Ёлка).

4. Нарушение грамматических норм. Это нарушения в словообразовании: «Чумачечая весна, чумачечая», в морфологии: «Ледовое гетто портит ребёнков»; в синтаксисе: «Стоят девчонки – юбки по колено» («Руки вверх») (Одежда бывает до колена).

Наблюдения показали, что в песенных текстах присутствуют и орфоэпические ошибки, которые связаны с нормами произношения:

От солнца, [шоп] не жмуриться -В орфоэпическом словаре под ред. Розенталя. зафиксирована норма [штоп].; ударения: «Нас не разлУчат нет!», (не разлучАт); неправильного сокращения основ: Клёвый вечер, делать [неча]…В орфоэпическом словаре под ред. Розенталя зафиксирована норма [нечего].
Как следствие, данные ошибки повторяются в речи слушателей и закрепляются в сознании.

Все выше перечисленные примеры доказывают: популярность эстрадных песен приводит к тому, что все нарушения в текстах (орфоэпические грамматические, стилистические) искажают представления слушателей о нормах современного русского литературного языка и, к сожалению, закрепляются в сознании.

В диаграмме видно, что 79% приходится на стилистические ошибки, 8% - лексические, 5% орфоэпические и по 4% приходится на морфологические и синтаксические.

Систематизация и анализ исследуемых крылатых выражений позволил сделать ряд выводов.

  1. Обнаружила и описала наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных песен.
  2. Многие современных эстрадных песен носят явно разрушительный характер с точки зрения языка, что негативно воздействует на подсознание и речь слушателя.
  3. Речевые коды современных текстов скрыты под завесой яркой эмоциональной музыки и, к сожалению,
  4. Подтвердились слова Мурашова: «Эстрадная музыка для нынешнего подростка с плеером, наушниками и аудиоколонками дома - не только возможность «оторваться», потенциальный «тус» и «стопудовое зависалово», но и информационно-экспрессивный код, своего рода призма, через которую подросток воспринимает мир. И этот код имеет свои речевые вехи, а среди них и такие, которые цитировать без упрёка в мелком хулиганстве невозможно».

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале работы нашла своё подтверждение, что современные эстрадные песни не являются показателем развития русского литературного языка, а создаются авторами с нарушением языковых норм и снижают речевую культуру слушателя.

Презентация