Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В наших реалиях обучение - сложный и трудоёмкий процесс. Ежегодно увеличивается объём информации, который необходимо обработать современному школьнику.

Как же всё таки помочь школьникам понять и запомнить сведения из различных предметов, грамотно структурировать школьный учебный материал? В этом, несомненно, поможет знание психологических особенностей восприятия информации. Структурированные и визуализированные данные увеличивают восприятие информации. Процитирую К.Ф.Гаусса: «математика - наука для глаз, а не для ушей», актуально и по сей день тем, что математика - предмет, в котором использование информационных технологий активизирует все виды учебной деятельности.

Дадим определения понятию информационных технологий. Педагогический энциклопедический словарь так трактует это понятие: «информационные технологии (англ. information technology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники».

ЮНЕСКО определяет информационные технологии следующим образом - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии станут неотъемлемой частью образовательного процесса, повышающей его эффективность. Образовательный процесс нельзя представить без использования современных средств информационнокоммуникационных технологий. Задача образования не совокупность знаний, а формирование у учеников умений и навыков самостоятельного их приобретения.

Для современного ребёнка базовым навыком становится навык использования цифровых технологий в повседневной жизни и в школе. Использование информационных технологий поможет достижению задач, поставленными перед современными школьниками.

Использование на уроках математики информационных технологий позволяет экономить временные затраты, повышает интерес к предмету, позволяет преподать материал наглядно, эстетично и доступно.

Эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при прохождении функций и графиков и материал за рамками школьной программы, если используется интерактивное оборудование.

Интернет-сервисы для проверки знаний на сегодняшний день достаточно широко распространены (учи.ру, РЭШ, Яклассс, Яндекс. Учебник, NativeClass, и т.д.). Эффективное использование интернет-сервисов на практике даст преимущества в обучении.

С помощью различных сервисов можно создавать упражнения для самопроверки учеников. Проводить фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. С помощью приложения Plickers можно произвести опрос(тест) класса в считанные секунды, а результаты получить в систематизированном виде. Программа позволяет сохранять их на сервисе, вносить в отчеты, что повышает наглядность и скорость процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь - результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Коррекционные занятия, как групповые, так и индивидуальные, так же, как и проведение обычных уроков можно провести используя онлайн- и мобильные тренажеры, развивающие игры. Используя увлекательные математические игры, например, обучающий интерактив на сайте matific.com, можно организовать учебную деятельность более эффективно. Беспроводная мышь поможет охватить абсолютно каждого желающего поучаствовать в выполнении задания в игровой форме. Электронный ресурс в случае его осмысленного использования на уроке поддерживает совместную работу класса: позволяет «заострить» проблему, сократить время на обсуждение и анализ гипотез, поскольку их можно представить сразу в более внятным и пригодном для обсуждения виде, или разнообразить отработку операций.

Например, чтобы открыть сайт или попасть в личный кабинет можно воспользоваться QR-кодом, что позволит мгновенно получить доступ к данным. Такие коды чаще всего используются для того, чтобы закодировать ссылку и распечатать на плакате и т.д. Сделать раздаточные материалы школьникам со ссылками на задания, другую информацию (видео урок) можно индивидуально для каждого. Подготовить QR квесты, QR загадки, задания, QR ссылки, посещать виртуальные музеи и т.д.

На уроках с применением ИКТ-технологий свободный выбор как темпа изучения материала, так и глубины и разнообразия его. Процесс обучения строится с учетом особенностей каждого отдельно взятого ученика. Оперативный контроль осуществляется с помощью методов взаимоконтроля, самоконтроля, тестирования. При использовании компьютерного тестирования уменьшается время на проверку и анализ выполненной работы, повышается объективность оценивания учащихся за счет автоматической проверки результатов теста. Участники образовательных отношений легко могут отследить пробелы в знаниях и скорректировать свою дальнейшую деятельность.

На любом уроке и на любом его этапе для повышения мотивации и интереса возможно применение технологии облака слов (содержит оригинально, красочно оформленное название темы или ключевые слова по теме).

Современные информационные технологии могут использоваться на различных видах и этапах уроках, как для организации дискуссии с обучающимися, так и для изучения новых тем.

Одним из основополагающих требований к образовательной среде является создание условий и возможностей для формирования психологически здоровой личности, гармоническое развитие ее интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического потенциала. Л.С.Выготский и А.Р.Лурия указывали, что «…степень культурного развития выражается не только в приобретенных знаниях, но и в умении человека пользоваться предметами внешнего мира, и, прежде всего, пользоваться рационально своими собственными психологическими процессами». Дополнение образовательной реальности иллюстративным материалом на цифровых носителях и иных технических средствах - явление необходимое. Но подмена «реальной» реальности виртуальной реальностью, а за тем и не реальной реальностью - недопустимо.

В качестве заключения можно привести размышления исследователя А.Г.Чернышова, который указал, что по своей сути «цифра» - это технологии обработки так называемых больших данных (Bigdata). Но, как показывает практика, их обработка далеко не всегда оказывается эффективной с точки зрения достижения поставленных производственных, социальных, управленческих целей. В принятии решений определяющую роль по-прежнему играет человек - интеллект, опыт, интуиция. Опыт, интуиция, связанные с окружающим природным миром, миром культуры, социальным миром развиваются в непосредственном живом, не опосредованном «цифрой» взаимодействии.