Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика»). Тема: "Свобода и моральный выбор человека"

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: мораль, моральные правила человека


Модуль: «Светская этика».

Класс: 4.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи:

предметные:

  • познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».

метапредметные:

  • развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.
  • учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.
  • воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.

Формы и виды деятельности: игра, групповая работа, беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, ответы на вопросы,

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, добродетельный выбор.

Средства наглядности: презентация, видеоаппаратура, произведение С.Михалков «Находка». Притча «Утренний выбор», учебник «Основы светской этики».

Ход урока

1. Организационный момент. Целевая установка

(фрагмент песни «Дорога добра»)

(слайд 3)

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

- Про какую дорогу говорится в песне?

- Ребята, возникал ли у вас вопрос: «Какой дорогой идти по жизни?»

- А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?

- А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни?

(слайд 4) Давайте посмотрим на картину «Три дороги». По какой пойти?

- Ребята, а есть ли у человека свобода выбора?

- О чем мы сегодня будем говорить? (о свободе выбора)

2. Актуализация знаний

- Как называется тема урока?

- Составьте слово из рассыпанных букв

Б О Д О С В А - СВОБОДА (слайд 5)

Молодцы, ребята. Речь действительно сегодня пойдёт о свободе и о моральном выборе человека.

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности.

(слайд 6)

Я жить хочу, хочу свободы!
Я равен вам, я – человек.
А.Добролюбов

Что значит это слово? (предположение и высказывание детей)

Работа со словарями (в группах).

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И.Даля)

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)

- Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)

Запись в тетради нужного пояснения:

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. (слайд 7, 8)

Кто может находиться в неволе? (животные в клетке, человек в заключение)

Скажите можно ли назвать животных свободными? Почему?

Чем отличается человек от животного? (Человек свободен и сам способен делать выбор как ему жить, и какие поступки совершать)

3. Целеполагание

Обсуждение

  • Что значит быть свободным?
  • Для чего нужна свобода?
  • Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

4. Работа по теме урока

1) Усвоение знаний.

Восточная притча. (слайд 9)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Что ответил Мастер своему ученику? (послушать сначала ответы ребят)

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод (Слайд 10)

Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

Мой выбор.

Ситуация.

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?

а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;

б) куплю много конфет и угощу всех товарищей;

в) поступлю по-другому.

Обсуждение ответов.

(слайд 11) Чтение стихотворения С.Михалкова «Находка». Обсуждение, высказывание своего мнения – как бы поступил Я?

2) Закрепление понимания учащимися нового материала.

(слайд 12) Работа по учебнику.

Выявление пробелов в усвоении нового учебного материала и затруднений в усвоении способов действий. Коррекционная работа по ликвидации пробелов.

Работа с карточками в группах.

Продолжи фразу

  • Свобода – это…….
  • Моральный выбор – это выбор между ________- и _________
  • Моральный выбор – это результат -____________
  • Моральный выбор зависит от -________________
  • Поведение может быть __________- и _________
  • Моральный конфликт -_________________
  • При разрешении морального конфликта важно сделать _________ выбор.

Проверка выполнения задания. (слайд 13)

5. Итог урока

(слайд 14)

От кого же зависит, как прожить жизнь?

Словами какой из притч мы можем ответить? Всё в твоих руках!

6. Рефлексия

(на доске делаем коллективную аппликацию)

У каждого на парте есть лучики и тучки. Если вам было интересно на уроке, выберите лучик, а если нет – тучку. Прикрепите лучик или тучку на небо. (слайд 15)

7. Домашнее задание

(слайд 16)