Как вести за собой: формирование детского коллектива (из опыта воспитательной работы)

Разделы: Классное руководство


- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне всё равно… - сказала Алиса.
-Тогда всё равно, куда и идти, - заметил Кот.
…только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, - сказал Кот.
(Льюис Кэролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»)

Согласитесь, такими растерянными, не знающими куда идти, приходят дети в первый класс. Они не знают друг друга, попадают в незнакомую обстановку. Но, ребята должны не только научиться писать, читать, считать, но и прожить 11 лет бок о бок друг с другом. Для этого необходим дружный, сплочённый коллектив.

Сейчас я классный руководитель 3 А класса и с самого начала меня волновал вопрос: как увлечь ребят общей деятельностью, которая сплотила бы и объединила их?

Исходя из этого, была сформулирована цель моей воспитательной работы как педагога-организатора: создание условий для развития класса, как деятельной, организованной, сплочённой группы через вовлечение их в учебно-досуговую среду.

Данная цель реализуется с помощью задач:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание благоприятных условий для развития личности каждого учащегося.

3. Формирование активной гражданской позиции, нравственно - ценностных ориентиров учащихся и ответственного отношения к здоровью.

4. Укрепление связи «семья-школа»

Свою работу по формированию классного коллектива условно разбила на несколько взаимосвязанных этапов

Этапы формирования классного коллектива:

1. Адаптационный период: изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление благоприятного микроклимата

3. Развитие увлечённости ребят общими делами, интересами класса и школы, формирование доброжелательного стиля отношений, что способствует развитию личности каждого ученика и коллектива в целом: от «я» к «Мы».

На первом этапе формирования классного коллектива (период первого полугодия 1 класса) основной задачей была помощь в адаптации ребят к школьной жизни. Сначала изучила интересы каждого ребенка, склонности и провела ряд адаптационных занятий.

На основе полученных результатов создала перспективную модель коллектива, т.е. представила, каким бы хотелось мне его видеть.

На втором этапе (это период второго полугодия первого класса и весь второй класс) основной задачей было установление благоприятного микроклимата в классе. На основе выбора и с учётом и интересов ребят была проведена работа по организации классного самоуправления, установлению классных традиций. Совместно был оформлен классный уголок.

Укреплению дружеских отношений между ребятами способствовало ещё и то, что наш класс является частью школьного детского общественного объединения «Светлячки», которым я руковожу. Объединение работает по программе «Путешествие Светлячка Флюши по волшебной стране Светляндии».

Цель детского объединения - гармоничное развитие личности каждого ребёнка через участие в различных мероприятиях в рамках игры-маршрута по стране Светляндии. Сначала ребята были просто активными участниками объединения, сейчас – это мои непосредственные помощники. Так, в начале этого учебного года мы совместно провели праздник для 1 класса «Посвящение в светлячки», ребята в игрой форме познакомили малышей с правилами и законами «светлячков», с главным сказочным героем – светлячком Флюшей.

Ребята с удовольствием принимают участие и в работе «мастерской Светлячка». Всё это помогает им почувствовать сопричастность к общему делу, сплачивает и объединяет их, способствует развитию познавательных и творческих интересов.

Третий этап – начало третьего класса. Это этап увлечённости ребят общими делами, интересами класса и школы. Мои ребята стали взрослее, рассудительнее, у них появилось чувство ответственности не только за свои достижения, но и за результаты класса. Класс почувствовал себя командой, при этом каждый теперь стремится внести что-то своё в общее дело, ярче раскрывается творческая индивидуальность.

Большое внимание уделяю организации коллективно-творческой деятельности разной направленности, в основе которой лежиттехнология организации традиционного коллективно-творческого дела И.П.Иванова и технология организации личностно-ориентированного коллективно-творческого дела С.Д.Полякова. В КТД ребята начали принимать участие с 1класса, но характер их участия постепенно менялся. Так, на начальном этапе формирования коллектива с целью сплочения ребят проводила традиционные КТД. В 1-2 классе, участвуя в интеллектуально-познавательной игре «Калейдоскоп», ребята принимали командное участие и реализовали общий задуманный план. А уже с 3 класса с целью самореализации, раскрытия индивидуальности каждого ребёнка провожу личностно-ориентированные КТД. Например, готовясь к празднику осени, ребята предложили провести «Ярмарку овощей» и уже на этапе планирования добровольно высказались о своих предпочтениях участия, о выборе своей роли по интересам, о возможном внесении своего вклада в общее дело: некоторые ребята решили организовать выставку декоративно-прикладного творчества «Осенние фантазии», кто-то решил подготовить сценку «Спор овощей», составить литературно-музыкальную композицию «Золотая осень», другие ребята решили провести конкурс загадок и пословиц. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность и в то же время проявляется индивидуальность каждого из моих ребят, возможность самоутвердиться.

Изменился и характер взаимоотношений некоторых ребят. Удалось показать «сильные» стороны, так одна девочка удивила всех своими артистическими способностями, кто-то умением декларировать стихи и сочинять загадки. При этом не забываю отметить старания ребёнка и прилагаемые им усилия, подчёркивая его собственное развитие и продвижение.

В ходе одного из совместных КТД «День Земли» мы с ребятами отправились на экскурсию к реке. Каково же было удивление ребят, когда на загрязнённых берегах реки они обнаружили плотину бобров. Находка так заинтересовала ребят, что они решили изучить особенности местного ландшафта, выяснить особенности образа жизни бобров, растительный и животный состав. В результате ребята разработали совместный проект «Тайны маленькой речки».

Так в нашей работе появилась ещё одна совместная форма, которая, прежде всего интересна ребятам и позволяет объединить и сплотить их. В основу данной работы мною был положен принцип интеграции краеведческого и экологического воспитания. Воплотить данный принцип и достичь определённых результатов помогает кружок внеурочной деятельности «Азбука родного края : от А до Я». Совместно были разработаны такие проекты, как «История названия моего посёлка», «Там, на неведомых дорожках», которые ребята представляли не только в районе, но и на ежегодном областном экологическом фестивале «Чистота родного края», на базе 72 школы г.Ульяновска. В прошлом году ребята моего класса стали участниками Всероссийского проекта «Эколята», участниками круглого стола и призёрами регионального конкурса экологических стендов «Эколята –молодые защитники природы». Самое главное, ребята почувствовали успех общего дела, а для детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию.

Стараюсь во всем сделать родителей своими единомышленниками. Активно привлекаю их и в качестве помощников, и как участников. Ежегодно вместе с родительским комитетом разрабатываем календарь совместных мероприятий.

При организации воспитательной работы в классе ориентируюсь на результаты, полученные в ходе педагогического наблюдения, анкетирования, мониторинга участия ребят в различных мероприятиях, диагностических исследований, проводимых совместно со школьным психологом.

Проводимая работа по формированию классного коллектива дала свои результаты. Изменился результат отношений среди ребят на более спокойный и доброжелательный. На мотивационном уровне изменились мотивы участия некоторых ребят в различных видах деятельности, а так же и стиль поведения некоторых ребят. Регулярно осуществляю анализ воспитательной работы. Данная работа помогает мне правильно строить свое общение с детьми, ближе узнавать их, скорректировать свои действия, а значит, следовать той системе воспитательной работы, которая способствует реализации поставленной цели.

Отрадно видеть, что класс стал более организованным, сплочённым, стабильным, у ребят появился более высокий уровень ответственности за общее дело. Но впереди предстоит дальнейшая работа. И мы с ребятами готовы к дальнейшему развитию нашего коллектива.

Литература

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]: метод. рекомендации /под ред. Е.Н.Степанова. - М.: Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Петренко Е.Л. Воспитательная деятельность классного руководителя [Текст]: учебное пособие / Е.Л.Петренко. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013. - 100с.
  3. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: методическое пособие / под ред. Е.Н.Степанова. - М.: Сфера, 2006. – 160с.
  4. Поляков С.Д. Технологии воспитания [Текст] / С.Д.Поляков. - М., 2002. - 201с.