Сингапурская система на уроках истории МАОУ СОШ № 22 г. Перми (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Ключевые слова. Сингапурская система; командная работа; партнер по лицу партнёр по плечу; приемы: «До и после», «Углы», «Крестики-нолики», «Такой же, но другой», «Раунд по кругу».

Список литературы

  1. Креативное решение проблем: учебное пособие - KAZAN: All Rights Reserved.EDUCARE INTERNATIONAL CONSULTANAY, 2019
  2. Современные образовательные технологии: учебное пособие /под ред. Бордовской Н.В. (3 изд.) – М.: Кнорус, 2016. – 432 с. Бордовская Н.В., Жебровская О.О., Кошкина Е.А. Современные дидактические концепции в содержании педагогического образования и готовность учителя к их применению //Высшее образование сегодня, 2013. — № 11. — С. 63-68
  3. Эффективные приемы развития у учеников навыков и компетенций XXI века: учебное пособие - KAZAN: All Rights Reserved.EDUCARE INTERNATIONAL CONSULTANAY, 2018

Сингапур - это город – государство в Юго-Восточной Азии, с высокоэффективной экономикой. За 50 лет независимости, усилиями лидера Ли Куан Ю, страна превратилась в наиболее развитую и прогрессивную страну мира.

Показатели

  • 1 место в мире по качеству образования (показатель успешности системы образования как государственной системы и его место в международном рейтинге);
  • 3 место в мире по образовательным системам (комплекс социальных институтов осуществляющих целенаправленную подготовку молодежи к самостоятельной жизни в обществе);
  • 8 место в мире по ИЧР-индекс человеческого развития (интеграционный показатель для сравнения стран, включающий уровень жизни, уровень образования, долголетия и др.);
  • 10 место по ВВП на душу населения $ 5525336;
  • 3 место по среднему показателю IQ, уступает Японии и Южной Кореи; 12.1 млдр $ ежегодно вкладывается в образование; 96% грамотного населения.

Хотя система уже не новая, с 2010 года в Татарстане она была введена практически во всех школах. Автор же статьи, впервые встретился с этой системой на обучающем семинаре в МАОУ СОШ № 77 г. Перми в октябре 2018 и на семинаре в г. Казани в мае 2019 года. Вела семинар единственный, среди стран СНГ, сертифицированный тренер-преподаватель Лилия Мухаметшина.

Итак, для понимания Сингапурской системы и ее методов надо знать и усвоить основные ее принципы, это:

1. Ключевое понятие – «партнер» (рис.1).

2. Обучающие структуры.

3. Технология кооперативного обучения, командного взаимодействия.

4. Четкое выполнение алгоритма.

5. Игровая составляющая

Рисунок 1

6. Сигналы для привлечения внимания (например: прием «вай-фай» - поднятая рука вверх учителя за словами вай-фай, дети должны отложить ручки, остановить работу, не разговаривать, сфокусироваться на учителе, и поднять вверх правую руку; прием «класс – да», учитель произносит слова «класс» , дети ему отвечают «да», соблюдая интонацию учителя, хлопки и т.д.)

7. Задания учителем произносятся только 1 раз.

8. Для каждого задания дается определенное время на выполнение индивидуально, в парах, в командах

9. Ответы уч-ся всегда фиксируют на листочках или в тетради.

10. Отвечаю строго в заданном временном промежутке

11. Для вопросов, которые остались у уч-ся, есть лист называемый «парковка», куда по ходу урока любой ученик может прикрепить стикер с вопросом

Приемы

1. «AR-Guide-эр ар-гайд» - «ДО и ПОСЛЕ» - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка рассказ и т.д.) [3, с.29 ]

Карточка для учащихся на уроке по теме «Современный мир» (раздражитель-видеоролик)

До
+/-

Утверждения

После +/-

 

1. К 2025 самой населённой страной в мире станет Китай

 

 

2. 50% уч-ся утверждает, что используют цифровые технологии при выполнении каждого домашнего задания

 

 

3. Поисковая система Google обрабатывает 3,5 млн запросов в сутки

 

 

4. Подготовка обучающихся в XXI веке – это развитие необходимых навыков для успеха в глобальной экономике

 

Учащиеся, сначала прочитывают утверждения и ставят в колонке «до» +/- , в зависимости от того, согласны они с этими утверждениями или нет; после просмотра, изменяют свои ответы в колонке «после». Желающий может озвучить в группе или в классе, что у него получилось.

2. Corners-конерс – «УГЛЫ» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам для обмена мнениями/идеями в зависимости от выбранного ими варианта.

Карточки для учащихся на уроке (по теме «Правление Ивана III»)

1) Иван Грозный.
2) Иван Великий.
3) Иван Правосуд.
4) Иван Державный.

В конце урока, учащиеся знакомятся с мнениями ученых-историков об Иване III и привлекая свои знания по теме и используя мнения ученых , выбирают свои позицию и переходят в определенный угол с надписью, потом озвучивают свой выбор и его аргументируют.

3. Tie-tae-toe Тик-тэк-тоу - «крестики-нолики» - обучающая структура, в используемая для развития критического и креативного мышления. В которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любой вертикали, горизонтали или диагонали.

Ученики/учитель заранее готовят карточки/листочки бумаги с 1 словом или словосочетанием по изучаемой теме на каждом листочке. Перемешиваются листочки и раскладываются 9 листочков ф формате 3*3. Каждый член команды составляет 1-3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (вертикали, горизонтали или диагонали)

Карточка для учащихся на уроке (по теме «Правление Ивана III»)

4. Same but different-cэйм бат диферент - такой же, но другой - обучающая структура на развитие дивергентного мышления, в которой:

1) ученикам представляется положительный раздражитель в виде картинки, предмета, вопроса и т.д.;

2) учителем выделяются самые распространённые ответы, которые ученики НЕ должны использовать;

3) каждый ученик генерирует три ответа на отдельных листочках или в тетради

Карточка на уроке по теме «Современный мир» - (рис.2)

Рисунок 2

Фабрика, Завод, Производство, Глобальные проблемы

5. Round Robin – раунд робин – раунд по кругу - обучающая структура, в течение определенного времени, каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу

Single Round Robin/Соntinuous - Однократный/ многократный раунд -

В команде по кругу проговариваются ответы на данный вопрос.

Например: Почему Петра I назвали «ВЕЛИКИМ»?

Timed Round Robin - каждый ученик проговаривает ответ по кругу в течение заданного времени, допустим в течение 3 минут.

Например: Содержание петровских реформ (политической, военной, в области культуры и образования).

Think-Write – Round Robin - финк-райт- раунд робин - «подумай, запиши, обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой либо вопрос, записывают его и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

Например: Какое главное наследие Петра Iявляется для истории России, по вашему мнению?

AII Write- Round Robin-ол райнд раунд робин - «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листах

Например: Как период правления Петра I связан с историей г. Перми?

Сингапурская система имеет истоки среди зарубежных и российских ученых-педагогов. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные / групповые формы работы. Идеи – работа в зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский).Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдов .Методика А.К.Ривина – В.Г.Дьяченко, КСО, работа в парах и группах сменного состава.Технология развития критического мышления (Ч. Темпл, Д.Стил, К.Мередит),технологии проектного обучения (Дж. Дьюи).

Преимущества системы. Благоприятная среда для обучения позитивному мышлению -учит работать вместе. Равные возможности – все ученики участвуют в процессе. Система доступных приемов для каждого учителя. Специалисты отмечают, что Сингапурская технология и обучающие структуры:

1) способствуют росту интереса к предмету;

2) ускоряют процесс обучения;

3) улучшают качество усвоения материала;

4) обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию;

5) способствуют сотрудничеству учителя и ученика;

6) Развивают коммуникативную компетенцию.

Затруднения системы. Этой методике надо сначала научиться. Для этого учитель должен найти время на обучение, требуется особые умение, затраты усилий, а главное ЖЕЛАНИЕ. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. «Преломить» приемы на свой урок, на своих учеников.

В XXI веке главным ресурсом останется человек и мы учителя-преподаватели тому пример, перефразируя Э.Тоффлер – мы готовы «учиться, разучиваться и переучиваться».