Социальный проект «Памятники войны»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Авторы работы:
Закопко Илья
Машнин Кирилл,
Тельнов Иван,
ученики 4 класса

Руководитель
Лариса Владимировна,
учитель начальных классов

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Памятники войны»

Тип проекта

Социальный проект с элементами поиска

Актуальность проекта

Проект по литературному чтению во 2-а классе «9 Мая - праздник Победы» является важнейшим средством патриотического воспитания детей. Подготовка к выполнению проекта началась на уроке. Во время урока литературного чтения ребята решили обсудить тему проекта, представленную в учебнике на с.123, где была предложена тема проекта и примерный план действий. Учитель рассказала о самых известных памятниках войны. Дети заинтересовались историей создания памятников. Обучающимся на уроке литературного чтения я предложила обсудить тему проекта, собрать интересную информацию, определиться, как они будут работать. Результаты работы представить на НОУ (научном обществе учащихся) школы.

Гипотеза

9 Мая - всенародный праздник. Праздник великой радости и горьких слёз о не вернувшихся с великой войны. Всё дальше и дальше уходят в голубую дымку события тех времён. Но очень важно, чтобы дети знали и помнили о боях под Москвой, о непокорённом Ленинграде, о великой битве на Волге, о подвигах неизвестных солдат России… О войне могут рассказать и памятники.
Какой памятник может вам рассказать о тех событиях.

Цель проекта

Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью и Родину.

Задачи проекта

1. Познакомить с историей ВОВ, с примерами героизма и мужества людей в борьбе за освобождение нашей Родины.
2. Изучение литературы и интернет-ресурсов по теме проекта.
3. Формирование чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому, нашим традициям.
4. Организовать сотрудничество с родителями. Оказание поддержки и содействия семьям в воспитании патриотических чувств, преемственности поколений, сохранение исторической памяти.

Используемые методы

Сбор информации из книг, журналов, интернет-ресурсы, обобщение, изготовление макетов.

Ожидаемый результат

- повышение уровня заинтересованности учащихся к изучению истории;
- развитие организаторских, творческих способностей учащихся;
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления активной гражданской позиции учащихся;

Сроки реализации проекта

апрель 2019 года - май 2019 года

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный (сбор информации, изготовление макетов)
II. Практический (представление проектов на уроке)
III. Обобщающий (представление проекта на НОУ)

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание в наше время, как никогда является важной частью воспитания подрастающего поколения. К сожалению, из программы детского чтения исключили произведения о войне. И современные дети очень мало знают о войне 1941-1945 годов. Произведение С.Васильева «День Победы» помогает проникнуться чувством патриотизма солдат, сражавшихся за нашу Родину, Москву, берёзу. Порой мы не знали имён солдат, отдавших жизнь за освобождение Родины. Они так и остались в нашей памяти, как неизвестные солдаты. Этим солдатам поставлены памятники по всей нашей стране. В каждом памятнике заключён подвиг народа. Подвиг в камне… Что вам могут рассказать памятники?

У многих младших школьников отсутствует познавательный интерес к поиску ответов на вопросы, возникающие в процессе обучения. Самым продуктивным способом развития и стимулирования навыков поиска информации является проектная деятельность. Создание проекта школьником также способствует развитию отношений между родителями и ребенком.

Мы решили рассказать о памятниках войны в нашей стране.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику, стимулируют его творческую активность. Технология работы над проектом имеет определенную последовательность взаимосвязанных этапов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью и Родину.

Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:

  • Познакомить с историей ВОВ, с примерами героизма и мужества людей в борьбе за освобождение нашей Родины.
  • Изучение литературы и интернет-ресурсов по теме проекта.
  • Формирование чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому, нашим традициям.
  • Организовать сотрудничество с родителями. Оказание поддержки и содействия семьям в воспитании патриотических чувств, преемственности поколений, сохранение исторической памяти.

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный

На подготовительном этапе осуществления проекта было решено изучить литературу и интернет-ресурсы и узнать, какие памятники есть в нашей стране, кому они посвящены, какой подвиг увековечил автор, где он стоит.

II этап. Практический

На этом этапе надо выбрать самую полезную информацию, составить сообщение. Оформить проект. Некоторые родители с детьми изготовили макеты памятников.

III этап. Обобщающий

На обобщающем этапе дети представляют свои проекты. Подвели итоги.

Выступления

Солдатские могилы, обелиски,
Они повсюду по стране.
Остались в поимённых списках,
Солдаты, победившие в войне.

Памятники… как много их поставлено по всей России.

Я хочу рассказать о памятнике, который расположен на территории Мельниковской сельской администрации Благовещенского района Алтайского края. Эта деревня - место моего рождения, моя малая родина.

Стоит памятник в самом центре села. А возведён был 7 ноября 1965 года в честь павших воинов-героев в годы Великой Отечественной войны. Автор памятника Александр Сургаев.

Похожие памятники стоят в каждом городе, селе, деревне, как символ бесстрашия и мужества, проявленного в боях за самое дорогое и близкое. На памятных плитах высечены имена солдат, не вернувшихся с войны. В Благовещенке и Шимолино на плитах есть имена моих прадедов - Дорошева Тимофея Семёновича и Скиба Михаила Степановича.

Мне, кажется, что форма памятника напоминает одну большую братскую могилу, в которой мирно покоятся наши героические односельчане, отдавшие свои жизни за мирное небо и солнце над головой.

Вокруг памятника много деревьев. Они, как верная стража, охраняют покой солдат. Каждый год в День Победы здесь собираются жители села, чтобы почтить память воинов, погибших за освобождение Родины, сказать слова благодарности ветеранам.

С самого утра стоят в почётном карауле школьники.

К вечному огню возлагают цветы и венки.

В этот день хочется сказать огромное спасибо и поклониться до земли людям, которые дали нам шанс - просто ЖИТЬ.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!

Рассматривая памятники войны, я увидел незнакомый монумент. Он заинтересовал меня своей необычной формой. Стела из красного гранита, завершающаяся пером, заключена в белые обводы со звездочкой посередине. По двум сторонам стелы - плиты с поясняющими надписями. Это памятник журналистам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Вместе жили,
Родине служили
Острое перо и автомат,
Фронтовою дружбою дружили
Журналист, писатель и солдат.

Эти стихи поэта Александра Жарова посвящены журналистам-фронтовикам, которые в годы Великой Отечественной войны вместе с солдатами ходили в атаку на врага, форсировали водные преграды с передовыми подразделениями, дерзко действовали в разведке. А в перерывах между боями писали свои взволнованные яркие и правдивые статьи и очерки о героизме воинов.

Этот памятник стоит в Брянске. Здесь во время оккупации издавалась газета Брянского фронта "На разгром врага". За 730 дней оккупации вышло 710 номеров газеты, то есть выходила она почти каждый день.

31 августа 1941 года был совершен массированный налет на Брянск, и центр города был уничтожен. Прямым попаданием фугаса была разрушена и сожжена типография. В огне погиб весь набор специального и очередного номеров газеты. Удалось спасти лишь один заголовок. Из Москвы прибыла типография на колесах. Все необходимое оборудование для набора и печати газеты было привезено на 12 автомашинах на следующий день после бомбежки Брянска. Расположилась она в лесу под Брянском, а сотрудники газеты жили в доме лесника.

Дружный, сплоченный коллектив редакции возглавлял полковник, старший батальонный комиссар Александр Михайлович Воловец. Сотрудниками газеты были писатели. Всего для газеты "На разгром врага" работали около 120 сотрудников.

Перемещаясь с места на место, неуловимая для захватчиков и столь необходимая для своих газета издается прямо в пути. Например, накануне курской битвы ежедневник печатается в толстовской Ясной поляне. Несколько номеров создаются прямо в брянских лесах.

У военкоров зачастую нет даже основного инструмента для работы - бумаги, печатного станка. Материалы издают на бересте и клочках из школьных тетрадей. Невзирая на трудности, газета выходит точно в срок почти каждый день. И это не просто боевой листок, это полноценное издание с тиражом до 60-ти тысяч экземпляров.

После освобождения Брянска в 194З году военные журналисты газеты решили побывать на прежнем месте, где в 41-м выпускалась газета и где во время вынужденного отступления были зарыты шрифты. На автомашине выехали редактор газеты Александр Воловец, его заместители Владимир Хмелевский, Александр Лапин и сотрудница Зоя Хмелевская. Машина, проезжая по лесной дороге, подорвалась на мине. Произошла трагедия. Сидевший за рулем Воловец и рядом с ним Хмелевская погибли.

На месте редакции фронтовой газеты и гибели военных журналистов в 1990 году был установлен скромный памятный знак. В год 60-летия Великой Победы было принято решение построить новый памятник. Сооружен памятник на личные средства журналистов и полиграфистов Брянщины. В канун дня города, 17 сентября 2005 года он был торжественно открыт.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 военных корреспондентов и журналистов.

Во время кровопролитных сражений огромное количество солдат и офицеров пропало без вести. При обороне Москвы, с сентября 1941 по апрель 1942 года полегло более 600 тысяч солдат. Не всех убитых могли опознать, не у всех находили документы. Много таких неизвестных могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, павших на поле битвы во время Великой Отечественной войны.

У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. В его честь, в 1967 году был построен памятник « Могила неизвестного солдата». Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно».

У подножия памятника из бронзовой пятиконечной звезды вырываются острые языки пламени, символизирующие о незабытых подвигах героев, мужество и отвагу воинов, которые отдали жизни за бравое дело. Это Вечный огонь.

Он находится у «Могилы Неизвестного Солдата» в Александровском саду. Этот памятник создан по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова, Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского.

В главном городе нашей страны - городе Москва - установлено три Вечных огня: у могилы неизвестного солдата, на Поклонной горе и Преображенском кладбище.

6 ноября 1957 года на Марсовом поле в Ленинграде зажгли первый в стране Вечный огонь. Все прочие Вечные огни на территории нашей страны были зажжены именно от этого огня.

В мире же старейшим считается огонь, который появился ещё в 1921 году на мемориале неизвестного солдата в Париже.

Вечный огонь - это постоянно горящий огонь, который горит зимой и летом, днём и ночью. Он символизирует то, что память о подвиге защитников Родины будет жить вечно.

В День Победы - 9 мая к нему приносят цветы, приходят, чтобы постоять, помолчать, поклониться памяти героев…

Мы исчезнем, уйдут наши дети, внуки и правнуки, а Вечный огонь будет гореть.

Вечный огонь. Александровский сад.
Памятник тысячам жизней.
Вечный огонь, это память солдат,
Честно служивших отчизне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над данным проектом позволит осуществить преемственность поколений, сохранить историческую память. Работая над проектом, надеемся повысить эффективность патриотического воспитания, повышение уровня заинтересованности учащихся к изучению истории, развитие организаторских, творческих способностей учащихся.

Презентация

Видео1

Видео2

Приложение