Формы взаимодействия с родителями воспитанников по познавательному развитию детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В представленной статье мы хотим познакомить коллег с проводимой нами работой по познавательному развитию детей. А именно, с формами взаимодействия с родителями (законными представителями) наших воспитанников по данной образовательной области дошкольного образования. Реализуя задачи Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», мы на протяжении нескольких лет планируем и проводим различные мероприятия с родителями. Тем самым, обеспечивая открытость дошкольного образования, создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ДОУ, помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

Кроме этого, наша работа направлена на вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Начиная четыре года назад данную работу по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОУ, мы сделали акцент на познавательном развитии наших воспитанников. Что же такое познавательное развитие дошкольника? Познавательное развитие - это изменения количественного и качественного характера в психологических процессах сферы познания, происходящие под влиянием возрастного фактора, среды, в которой ребёнок живёт, и пополнения собственного опыта малыша.

Изучив методическую литературу, проведя диагностику детей и проанализировав анкеты родителей воспитанников, мы определили направления своей работы по следующим аспектам, которые полностью отражают задачи познавательного развития ребёнка - дошкольника:

  • развитие умственных способностей;
  • 2получение представлений о людях, о самом себе и о других объектах окружающего мира;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание общей культуры личности (обогащение кругозора малышей);
  • формирование предпосылок учебной деятельности (в подготовительной к школе группе).

За основу нашей работы мы взяли проектную деятельность, которая очень активно используется педагогами в настоящее время и одним из компонентов которой является обязательное участие родителей (законных представителей). Главной целью в нашей деятельности мы определили заинтересованность детей и родителей в познавательных проектах, а также регулярность и систематичность проводимой работы.

За прошедшие четыре года нашей работы по взаимодействию с родителями воспитанников по познавательному развитию детей, мы видим, что выбранные нами формы работы в данном направлении оправдали себя и дали положительный эффект в познавательном развитии дошкольников. Конечно, многие формы работы давно известны и успешно апробированы педагогами, но мы надеемся, что коллегам будет интересно узнать тематику наших мероприятий, которые были реализованы в контексте следующих форм работы:

  • Наглядная информация в Родительском уголке: консультации, памятки, рекомендации, тематические ширмы, папки;
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
  • Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях;
  • Совместное детско-взрослое творчество и познавательно-исследовательская деятельность;
  • Родительские собрания и открытые мероприятия для родителей (в т.ч. Дни открытых дверей);
  • Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • Мастер-классы, практикумы, родительские гостиные, круглые столы;
  • Совместная проектная деятельность;
  • Интернет-пространство (социальная группа ВК, zoom-конференции)

Далее, мы предлагаем ознакомиться с нашей практической работой, которая отражает деятельность педагогов с родителями и их детьми и охватывает временной отрезок с 2018 года по 2021г. Вы будете иметь возможность увидеть формы взаимодействия взрослых и детей, реализованные педагогами, как в очном формате, так и в формате онлайн, что отражает требования последнего времени. Итак, начнём!

Среднесрочный проект «Книги - наши друзья!»

Данный проект у нас уже стал традиционным и приурочен всегда к «Книжкиной неделе» (последняя неделя марта - начало апреля). Родители приносили любимые книжки малышей в сад, читали детские произведения дома, знакомились с проводимой работой в ДОУ по привитию у детей интереса к книге.

Долгосрочный проект «С песком поиграем - много узнаем!»

Проект длился 3 месяца, с мая по июль и отражает в себе как детскую деятельность, так и совместную с родителями. Дети узнавали свойства песка, расширяли свои конструктивные способности. Итоговым продуктом проекта стало проведение конкурса построек из песка «Папа, мама, я - фантазёры хоть куда!».

Краткосрочный проект «Птицы - наши друзья!»

Данный проект проводится в конце осени или начале зимы. Родители подготавливали трафареты зимующих птичек для мобиля, раскрашивали их, а затем принимали участие в акции «Покормите птиц», развешивали кормушки на участке детского сада, приносили «правильный» корм.

Традиционные «Дни открытых дверей»

Данные мероприятия проводятся для родителей два раза в год. Осенью педагоги показывают, с какими знаниями и умениями дети начинают учебный год. А в апреле - какие знания и умения дети приобрели, чему научились и чем овладели. Родители с удовольствием сами принимают участие в проводимых занятиях и играх совместно с ребятами.

Совместные субботники.

Данная форма взаимодействия с родителями направлена на ознакомление детей с трудовыми поручениями, результатами труда и воспитания чувства уважения, как к своему труду, так и к труду других людей.

Совместные походы (экскурсии)

Такие мероприятия, прежде всего, направлены на эмоциональное взаимодействие взрослых и детей, на их положительную коммуникацию в различных ситуациях. Но познавательная компонента также присутствует, т.к. тематика походов и экскурсий различна и всегда планируется с учётом интересов дошкольников.

Совместные праздники - Масленица!

Совместные праздники любой тематики очень интересны детям и взрослым. Они также являются формой познавательного развития детей, т.к. знакомят с традициями, обычаями, героями и действами народных календарных праздников. Тематические праздники также имеют познавательную составляющую, т.к. дети овладевают знаниями о событии, его предыстории, порядке проведения и пр.

См. продолжение статьи