Рабочая программа курса по выбору "Деловой английский". 11-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 11


Аннотация

Программа курса по выбору «Деловой английский» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» и на основе Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ «Гимназия №1».

Программа курса по выбору «Деловой английский» относится к обще интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на обучающихся 11 классов.

Предлагаемая программа спецкурса предназначена для обучающихся 11 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа не замещает уроки английского языка, а дополняет их и дает представление об экономической и банковской сферах стран изучаемого языка.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принцип практической направленности, участие в решении кейсов по экономической тематике. Темы занятий соответствуют запросам обучающихся социально-экономического профиля, а также тех, кто хочет повысить свою финансовую грамотность.

Программа имеет профильно-ориентированный характер.

Новизна программы

Программа включает темы, которые затрагиваются косвенно либо являются новыми для обучающихся в плане лексики.

Для достижения результатов используются приемы и методы активного обучения, которые носят продуктивный, творческий, поисковый характер работы.

Курс содержит новые для обучающихся лингвострановедческие реалии, предлагает практические упражнения по деловому общению, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач.

Пояснительная записка

Реализация идеи профильности старшей ступени имеет одной из целей углубление и расширение знаний по близким профмльным предметам, знакомство с решением практических задач в выбранных областях знаний. Такую возможность, а именно - знакомство с деловой активностью в англоязычных странах и расширением лексического запаса в этом направлении изучения английского языка дает данная рабочая программа «Деловой английский».

Актуальность программы

Программа разработана для обучающихся 11 класса, выбравших профили обучения, связанные с экономикой. Причины создания программы следующие:

  • несмотря на насыщенность этого сегмента рынка труда выпускниками вузов экономического профиля, интерес к профессиональной экономической области высок. Это показывают результаты опроса обучающихся старшей ступени.
  • базовый УМК по английскому языку для 2-11 классов Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. не ставит целью глубокое обучение деловому английскому языку.

Исходя из данных обстоятельств и объективной потребности жизни, вытекает необходимость в создании данной авторской разработки.

Новизна программы

Программа включает темы, которые затрагиваются косвенно либо являются новыми для обучающихся в плане лексики.

Для достижения результатов используются приемы и методы активного обучения, которые носят продуктивный, творческий, поисковый характер работы.

Курс содержит новые для обучающихся лингвострановедческие реалии, предлагает практические упражнения по деловому общению, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач.

Методологические положения

Методологические принципы данной разработки базируются на теории целенаправленной деятельности и теории речевой деятельности (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская, А.А.Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Предлагаемая программа логично вписывается в единую тему научно-методической и научно-исследовательской деятельности, в рамках которой работает коллектив МБОУ «Гимназия №1» - «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного и реализацию деятельностного подходов в обучении, воспитании и развитии обучающихся »

Программа факультатива «Деловой английский» согласована с программой обучения иностранным языкам в гимназии и является логичным дополнением к программе обучения профильного социально - экономического класса.

На изучение курса отводится 1 час в неделю в 11 классе, 34 часа в год.

Курс ориентирован на развитие у обучающихся интереса к деловому общению, получению лингвострановедческих знаний о реалиях деловой жизни в США и Великобритании, а также повторение и систематизацию грамматического материала.

Достижения обучающихся будут оцениваться через тестовую технологию, ситуации общения, выполнение практических заданий с помощью ИКТ.

Принципы построения курса:

  1. Принцип системности
  2. Принцип дифференциации
  3. Принцип вариативности подачи материала
  4. Принцип увлекательности

Основные разделы программы:

  1. Деловая активность
  2. Внешняя торговля
  3. Реклама как карьера
  4. Налоги
  5. Банки

Цель программы: Успешная социализация обучающихся в учебной среде профессионального образования, связанного с направлениями деловой и экономической деятельности.

Содержание и формы работы направлены на решение следующих задач по формированию различных компетенций:

  • В речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • В языковой компетенции - систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; - совершенствовать языковые навыки и умения, расширение активного и пассивного словарей обучающихся, овладение необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с деловой активностью.
  • В социокультурной компетенции - увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка; приобрести представления о реалиях в сфере деловой активности в США и Великобритании, приобрести практические навыки по речевому деловому общению и с помощью ИКТ
  • В компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • В учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Краткое описание структуры авторской разработки:

  1. Пояснительная записка
  2. Описание разделов программы
  3. Календарно-тематическое планирование
  4. Список литературы

Приложения:

№ 1 - Диагностика программы АПР «Деловой английский язык»

№ 2 - Образцы практических заданий

№ 3 - Мониторинг внедрения программы в образовательный процесс гимназии

Ожидаемые педагогические результаты:

  • самостоятельная работа с тестовой информацией
  • знакомство с лексикой и ее первичная активизация путем узнавания в тексте, семантизация с помощью контекста, языковой догадки, приемов критического мышления
  • выполнение индивидуально и в группе практических упражнений по деловому общению
  • создание диалогов - аналогов, а затем собственных диалогов
  • анализ и синтез информации
  • использование ИКТ для делового общения и поиска нужной информации

Критерии оценки результатов:

  • Входящая и итоговая анкеты на выявление познавательного интереса к деловому английскому языку
  • Уровень качества обученности по предмету
  • Уровень коммуникативных способностей обучающихся

Описание разделов программы

Для освоения содержательного компонента программы используются активные методы обучения, позволяющие активизировать обучающихся, повысить их мотивацию. Методы обучения носят продуктивный, творческий, поисковый характер. Это метод дидактических игр (деловая игра), анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму.

Основными формами обучения являются: урок, практикум, консультация. Используются формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения - дидактические материалы, интернет ресурсы.

Курс состоит из пяти уроков, структура которых стереотипна:

  • тексты по экономике и бизнесу с предшествующим словарем - минимумом и после текстовыми заданиями
  • лингвострановедческий комментарий
  • диалог с предшествующим словарем минимумом
  • практические упражнения по деловому общению
  • грамматический материал
  • тест по грамматике

ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

11 класс

Деловая активность (7 часов)

  1. Деловой английский язык
  2. Виды ведения бизнеса в Великобритании
  3. Деловые визиты

Внешняя торговля (7 часов)

  1. Зарубежный торговый бизнес в Великобритании
  2. Европейское экономическое сообщество
  3. Переговоры по телефону

Реклама как карьера (7 часов)

  1. Реклама
  2. Средства массовой информации
  3. Рекламные агентства
  4. Бронирование номера в отеле
  5. Покупка билета

Налоги (6 часов)

  1. Налоговая система в Великобритании
  2. Деловые визиты

Банки (7 часов)

  1. Английские банки
  2. Открытие банковского счета

В результате изучения спецкурса «Деловой английский» выпускники старшей школы смогут научиться:

  • Самостоятельно работать с тестовой информацией и невербальной информацией.
  • Семантизировать с помощью контекста, языковой догадки, приемов критического мышления новую лексику.
  • Выполнять индивидуально и в группе практические упражнения по деловому общению.
  • Создавать диалоги - аналоги, а затем собственных диалоги.
  • Анализировать и синтезировать информацию.
  • Использовать ИКТ для делового общения и поиска нужной информации.

Календарно-тематическое планирование занятий факультатива «Деловой английский язык» в 11-м классе на 202.../202... учебный год

Список литературы

  1. Программы образовательных учреждений «Иностранные языки», 1-11 классы. Министерство образования РСФСР, 1994.
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, 2004.
  3. Иностранные языки в школе, журнал №6, 1996.
  4. Английский язык, учебно-методические материалы для студентов заочников по специальности «Экономика», Сибирская Ассоциация Непрерывного Образования, Омск, 1998:
    1. Деловая активность. Типы компаний.
    2. Внутреннее производство и цена.
    3. Внешняя торговля. Европейский союз. Всемирная организация торговли.
    4. Запросы и предложения. Цены и условия поставки. Условия платежа.
    5. Контракты. Счета. Транспортные документы. Страховые документы. Банковские гарантии.
    6. Деловое общение. Телексы. Телефонные переговоры. Деловые переговоры. Выступления.
    7. Компании и деньги. Налоги. Счета и балансы. Аудиторы и аудиторские отчеты.
    8. Банки. Открытие счета. Рекомендательные письма банков.
    9. Рынки и биржи. Акции. Ценные бумаги и фондовые биржи. Организованные рынки. Биржи финансовых фьючерсов.
    10. Страхование.
  5. Интернет-ресурсы:
    1. www.englishforbusiness.ru
    2. www.delo-angl.ru
    3. www.malvernhouse.com/
    4. Englishblog.ru
    5. vel - master.ru
    6. www.ego4u.com/
    7. Курс «Деловое письмо на английском языке»