Использование технологий В.Ф.Базарного в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится и первостепенной.

Для дошкольного образования одним из приоритетных направлений, является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Интересные технологии по данному направлению разработал доктор медицинских наук Владимир Филиппович Базарный, основная идея которых сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение.

Рассмотрим использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Первая технология - режим «динамических поз» или вертикализация позы.

В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый - использование настольной конторки, второй - там, где это возможно менять позу детей. За столами - сидя, стоя, на ковре - сидя, стоя, лежа. Лучший вариант, и в первом и во втором случае, когда дети стоят на массажных ковриках, в носочках. В первом варианте - используются столы с регулируемыми по высоте ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую - стоит за столом. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка-основа энергетики человеческого организма. Главное здесь не продолжительность сидения и стояния, а сам факт смены поз.

Следующая технология - построение НОД в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора, так как основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Для повышения активности детей предлагается использовать «сенсорно-дидактические подвески», которые размещают под потолком в группе, где закрепляются изучаемые объекты\ плоские и объёмные геометрические фигуры, карточки по определенной теме (времена года, фрукты, посуда и так далее)/. Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут находиться в любой точке группы. В ходе НОД необходимо обращать внимание детей на то или иное пособие в виде вопросов (найти необходимый материал), анализа, характеристики того или иного предмета.

Подвижный образ обучения детей дошкольного возраста позволяет увеличить двигательную активность детей через дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: «Четвертый лишний», «Найди предмет похожий на…» и так далее. Дети, передвигаясь по группе, ищут, находят, радуются своим находкам, при этом лучше и легче усваивают материал, запоминают образы.

Технология сенсорно-координатных тренажёров, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов.

В.Ф.Базаров предлагает использовать для повышения эффективности учебно-познавательного процесса. Методика проведения такова: в четырех верхних углах размещают образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Данный тренажер оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-двигательной поисковой активности, зрительно-моторной реакции, телесной координации скорости ориентации в пространстве.

Технология зрительно-координатных тренажёров, с помощью зрительно-двигательных траекторий.

В.Ф.Базарный предлагает данную технологию с целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств.

На стене нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных символов, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал - красный, в внутренний - зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубая.

Данный тренажер хорошо использовать после заданий, которые требовали от детей приложения усилий, т.к. прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и нервную возбудимость. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат.

Творческое сочетание здоровье-укрепляющих и здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственной здоровье детей. Данные технологии развивают функциональную зрелость всех систем, на которые впоследствии «падает» вся тяжесть школьных нагрузок.

Список использованной литературы

  1. Базарный В.Ф. «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». - Красноярск, 1989. 20с.
  2. Базарный В.Ф. «Методология и методика». - Сергиев Посад 199, 32с.