Проект «Цветной мир» (сенсорное воспитание детей 1,5–3 лет )

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с


Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: дети, воспитатели,родители воспитанников.

Особое внимание уделяется интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка.

Актуальность темы

Ранний возраст является сенситивным для формирования сенсорного опыта детей. Дети начинают подбирать крышки (круглые и квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; составлять разрезные картинки из 2-3 частей; собирать дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки); упражняются в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки; учатся различать четыре цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и по предложению взрослого отбирать предметы определённого цвета.

Для накопления сенсорных представлений, что предусматривает знакомство с формой, величиной и цветом, важно использовать специальные (яркие, красочные, интересные и разные) дидактические пособия, которые позволяют формировать сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого к сложному.

В процессе знакомства детей с сенсорными эталонами я делаю акцент на цветовосприятии, особое внимание уделяя играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие, память, мышление для систематизации полученной ребёнком информации. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу, который должен соответствовать всем необходимым требованиям.

Цель проекта: Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию первоначальных представлений о цвете, форме и величине при ознакомлении с окружающей действительностью.

Развивающие:

  • Создавать условия для развития познавательной активности,коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности детей.
  • Способствовать развитию восприятия, внимания,мышления, памяти,воображения.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей:
    • Существительными: круг, квадрат, треугольник, пирамидка, матрёшка, кубик, кирпичик и др.
    • Прилагательными: жёлтый, красный, синий, белый, оранжевый, зеленый, голубой, большой, маленький, круглый, квадратный, высокий, низкий.
    • Числительными: один, много.
    • Наречиями: высоко, низко.
    • Пространственными предлогами: в, на, под, с, за.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
  • Содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовосприятие.

Интеграция образовательных областей

ОО

Мероприятия

Задачи

Познавательное
развитие

Чтение книг и стихов
- «Стихи о цвете» (красный, синий, жёлтый, зелёный, розовый, голубой)
- Стихи «Цветы» (мак, одуванчик, ромашка и т.п.)
- сказка Сутеева «Краски»
- настольный театр «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»

Беседы
- «Какого цвета лето, осень, зима?»
- «Какого цвета у нас сегодня одежда?»
- «Какая радуга?»
- «Какие колечки у пирамидки?»

Рассматривание
- иллюстрации из серии «Времена года»
- Предметные картинки
- Книжки с потешками, сказками

Дидактические игры
- Игры-застежки
- «Павлин»
- «Помоги пчёлке»
- «Радуга»
- «Собери крышечки»
- «Домики»
- «Ёлочки»
- «Парочки»
- «Бабочки»

Занятия
*Фланелеграф:

  • «Теремок»
  • «Репка»
  • «Курочка Ряба»

*Настольный театр «Колобок»

* Обогащать сенсорный опыт детей
* Формировать умение подбирать крышки к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм, собирать двухместные дидактические игрушки
* Упражнять в соотнесении плоскостных фигур с отверстиями дидактических коробок
* Учить различать основные цвета и некоторые оттенки, отбирать предметы определённого цвета

Речевое
развитие

* Расширять запас понимаемых слов.
* Учить называть цвет предметов, размер (большой/маленький), форму, место нахождения предмета (здесь, там), временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения

Социально-коммуникативное
развитие

*Представлять детям возможность играть с разнообразными дидактическими материалами
* Поощрять доброжелательное отношение ребёнка к сверстникам, побуждать к отзывчивости
* Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать

* Проговаривать цвета каждого животного (рыжая лиса, серый зайчик, коричневый мишка, желтый колобок, серый волк, серая мышка, зеленая лягушка), цвет одежды

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:
- «Осенние листочки» (красками)
- «Дождик» (красками и карандашами)
- «Рябинка»
- «Солнышко»
- «Травка»
Лепка
- «Колобок»,
- «Колючий ежик».
Аппликация
- «Осенние листочки»
- «Рябинка»

* Развивать художественное восприятие, воспитывать доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства
*Рассматривать с детьми иллюстрации, игрушки, картинки, обращать внимание на характер игрушек, их форму, цветовое оформление
*Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, красками, пластилином

Физическое

Пальчиковые игры
- «Кто в деревне живет?»
- «Солнышко»
- «Краски»
Подвижные игры
- «Найди свой домик»
- «Разноцветные мячики»
- «Пробеги в свои ворота»
- «Поставь машину в свой гараж»

*Формировать умение сохранять правильную осанку
* Развивать мелкую моторику
* Развивать интерес к участию в подвижных и пальчиковых играх, в физических упражнениях

Предполагаемый результат:

Дети - любознательные, наблюдательные, уверенные в себе, активные; умеют различать и называть основные цвета спектра и некоторые их оттенки; сформированы навыки самостоятельной деятельности, активно развиваются творческие способности.

Родители - активные участники (помогают изготавливать игры по сенсорике, приобретать новые дидактические пособия), включаются в воспитательно образовательный процесс.

Педагоги - накопление практического опыта, обогащение и оптимизация предметно развивающей среды для детей раннего возраста.

Этапы работы над проектом

I ЭТАП - Подготовительный

Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

1. Дидактические и настольно-печатные игры:

  • «Валенки»
  • «Радуга»
  • «Елочка»
  • «Бабочки»
  • «Найди шарик»
  • «Помоги пчелке»
  • «Домики»
  • «Парочки»
  • «Павлин»
  • «Найди по цвету и размеру» (усложнение)
  • Игры-застежки (лягушка, ежик, цветок, бабочка, грибочек)

2. Наглядно-дидактические пособия:

  • Картотека стихов о цветах.
  • Дидактические пособия с пристегиванием предметов.
  • Книги с иллюстрациями предметов по цветам.
  • Дидактические пособия для ознакомления детей раннего возраста с цветом, формой и величиной.
  • Раскраски, цветные иллюстрации.

3. Разработка ОД в интеграции образовательных областей: ознакомление с окружающим и рисование.

  • Рисование «Солнышко».
  • Рисование «Травка».

II ЭТАП - Основной

Совместная деятельность с детьми:

  1. Для развития мелкой моторики: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  2. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами, мозаикой.
  3. Дидактические игры,
  4. Самостоятельные игры малышей.
  5. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  6. НОД:
  • Рисование
    • «Солнышко» (красками)
    • «Травка»красками
    • «Листочки танцуют» красками
    • «Иголки у ежика»карандашами
    • «Дождик» карандашами
  • Лепка
    • «Колобок»,
    • «Колючий ежик».
  • Аппликация
  • Коллективная работа «Осенний букет»
  • «Рябинка»

Взаимодействие с родителями

1. Консультации:

  • «Как научить ребенка различать цвета».
  • «Развитие чувства цвета у детей раннего возраста».
  • «Игры для малышей своими руками».
  • «Развитие сенсорных способностей детей».
  • «Цветные фантазии».

2. Папки-передвижки:

  • «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
  • «Играем вместе с ребенком - игры и упражнения по знакомству с цветом, величиной и формой».
  • «Роль цвета в жизни ребенка».

3. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

4. Оформление выставок детских работ.

III ЭТАП - Заключительный

В ходе реализации проекта:

- С детьми были проведены различные дидактические игры по развитию сенсорики и мелкой моторики рук.

- Дети рассматривали много иллюстраций по теме проекта, слушали стихи и книги о цветах

- Активизирован словарный запас детей по теме проекта.

- Полученные новые знания закреплены на продуктивных занятиях - рисование красками, карандашами, аппликация и лепка.

Анализ результатов проекта:

  • В ходе проекта обогатилась предметно-пространственная среда группы (изготовлено и приобретено много дидактических игр)
  • У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
  • Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Презентация проекта:

  • Представление опыта работы на муниципальном семинаре «Дидактические игры по ФЭМП» в рамках МО старших воспитателей.
  • Публикация проекта в Издательском доме «Первое сентября»

Приложения

  • Подборка стихов о цветах.
  • Игровая деятельность детей (фото)
  • Подборка консультаций для родителей
  • Фото новых игр по знакомству с цветом.

Методическая литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007.
  3. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». М.: Сфера 2003.
  4. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». М., Сфера 2007.
  5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М.: Карапуз-дидактика, 2008.
  6. Синкевич В.В. «Физкультура для малышей». М., Детство-пресс. 2002.
  7. Э.Г.Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».
  8. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М.: Просвещение, 1995.
  9. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.