Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: группа продленного дня


Работая в школе в группе продленного дня уже 6 лет решила, что пора рассказать, что это такое, насколько важна данная работа, какие проблемы и задачи мы решаем каждый день. Для начала давайте разберемся в понятиях: школа, продленный день, воспитательная работа.

Школа и группа продленного дня (далее ГПД) являются важными формами общественного воспитания детей. Во многих школах существуют группы продленного дня, но, к сожалению, эти группы часто смешивают, где число учащихся превышают всякие нормы для педагога. Что в корне не верно, ведь вторая половина дня в школе являются такой же образовательной и воспитательной деятельностью, как и первая, но виды деятельности меняются. Самую важную из задач ГПД - является забота о том, чтобы время свободное от выполнения учебных заданий, заполнялось разумно и интересно у ребенка. В условиях продленного дня у педагога решается задача - изучить психологические, творческие, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Продленный день - это школьная форма организации во внеурочное время под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия в конкретном классе (группой детей одного возраста).

ГПД - это объединение учащихся под руководством и контролем педагога - воспитателя, организующего с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня. Деятельность ГПД и школ определяется Уставом школы, Положением о ГПД, утвержденным Министерством Образования.

Какую же цель преследует продленный день в школе? Цель ГПД - организация труда и отдыха детей, родители которых заняты на работе, а также забота об их здоровье и развитии.

Задачи продленного дня:

  • дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);
  • создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, кружковая деятельность);
  • оказание помощи семье в воспитании и образовании детей.

Как видите, основные задачи пересекаются между собой и дополняют друг друга, что в целом выстраивает продуктивный образовательный и воспитательный процессы. Задачи реализуются с помощью особенностями продлённого дня:

  • Все виды деятельности сконцентрированы в школьном коллективе под руководством педагога на протяжении дня.
  • Продленный день выполняет большую часть воспитательных и хозяйственных функций семьи.
  • В ГПД мы можем наблюдать максимальное сближение общественного и семейного воспитания.
  • Удовлетворяется потребностей учащихся в общении, в развитии, способностях и дарований.
  • Именно дети, которые остаются в школе до конца дня, максимально включаются в различные виды деятельности, что приводит к разностороннему развитию детей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о достоинствах группы продленного дня. В условиях продленного дня педагог-воспитатель совместно с учителем имеет возможность сосредоточить все виды деятельности ребенка в детском коллективе. Возникает необходимость перенести значительную часть дидактических, воспитательных, хозяйственных функций семьи в школу. Научить детей использовать материальной базы школы (посещение библиотеки, атласы, словари и тп.). Создание благоприятных условий для построения режима дня.

Но нельзя, пройти мимо и не заметить, что как достоинства есть и недостатки:

  • оторванность от дома;
  • перегруженность ребенка;
  • иногда недостаток в движении.

Помня о недостатках, нужно планировать и организовывать режим дня ( в том числе все мероприятия, разных направлений) в классе, таким образом, чтобы исключить эти минусы.

В каждом классе в зависимости от учебной нагрузки, есть свой режим дня. Расскажу, о том, как в моей школе организуется режим дня.

Примерный режим группы продленного дня для 1 класса

Время

Вид деятельности

13.10-13.20

Прием детей в группу продленного дня

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе

14.50-16.00

Самоподготовка с физкультминутками

16.00-16.15

Полдник

16.15-17.00

Игры, беседы, викторины, занятия по интересам, музыкальные и спортивные часы, дополнительное образование

17.00-18.00

Прогулка, игры на открытом воздухе

Данный режим подходит для 1 класса, а так же для классов, в которых по 5 уроков.

Примерный режим группы продленного дня для 2-4 классов

Время

Вид деятельности

13.10-13.20

Прием детей в группу продленного дня

13.20-13.45

Обед

13.45-14.15

6 урок

14.15-15.10

Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе

15.10 - 16.10

Самоподготовка с физкультминутками

16.10 -16.25

Полдник

16.25-17.30

Игры, беседы, викторины, занятия по интересам, музыкальные и спортивные часы, дополнительное образование

17.30-18.00

Прогулка, игры на открытом воздухе

Для любого класса начальной школы у нас обязательное условие - это прогулка. Дети должны отдыхать и переключаться между видами деятельности.

Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:

  • в 1 классе со второго полугодия - до 1 часа;
  • во 2-м - до 1,5 часов;
  • в 3-4-м классах - до 2 часов.

Поэтому режим дня является примерным, которого придерживается педагог-воспитатель.

Какие направления я включаю в свою работу с детьми?

Внеурочную деятельность организую по направлениям развития личности - спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное, общеинтеллектуальное, экологическое, трудовое, общекультурное. А так же включаю работу по профилактике правонарушений и соблюдений ПДД. Например, темы по ПДД:

ДАТА

ФОРМА

ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ

2.09

Викторина

Единый день профилактики ДДТТ «Детям Подмосковья - безопасные дороги»

10.09

Беседа

«Правила ПДД» (показ мультфильма)

15.09

Беседа

Что такое ПДД?

24.09

Викторина

«Как правильно передвигаться на транспорте по дороге?»

19.10

Работа с родителями

Памятки по ПДД для мам и пап

15.12

Беседа

Безопасность на дороге зимой

27.01

Игра

Прогулка - игра «Основы детской безопасности на улице»

18.02

Тестирование

Пешеход или водитель?

13.04

Беседа

«Я на дороге»

11.05

Викторина

День ПДД. «Добрая Дорога Детства»

28.05

Работа с родителями

Памятки безопасности на лето

Формы работы, применяемые в работе: беседа, игра, прогулка-экскурсия, викторина, классные часы, психологические тренинги и т.п.

Так же помимо внеурочной деятельности класса, мы не должны забывать о кружках, которые у нас в школе проходят во второй половине дня. Тут-то и возникает главная проблема с родителями - как любой родитель (в том числе и я) они хотят, чтобы ребенок успевал везде (как и на самоподготовке, так и на кружках). Для того чтобы родители видели наглядно, как проходит день у его ребенка, я нашла решение данной проблемы.

Алгоритм выстраивания кружкой и внеурочной деятельности с родителями:

  • Выдается расписание кружков и примерный режим дня (в электронном варианте и печатном).
  • Обговаривается время, то есть сразу ставим рамки до какого числа нужно прислать пожелания по кружкам (к примеру, до 10 сентября решить какие кружки ребенок хочет посещать).
  • Дальше на основе пожеланий, я составляю по каждому ребенку его примерный режим дня, и какие кружки совпадают (если родитель выбрал сразу несколько в один день). Получается примерная таблица:

Время

Вид деятельности

13.20-13.50

Обед

13.50-14.00

Запись домашнего задания в дневник + переодевание на прогулку

14.00-14.50

Прогулка

14.50-16.00

Самоподготовка/ керамика

16.00-16.15

Полдник

16.15-17.00

Бассейн / Футбол

17.00-18.00

Прогулка

По такой таблице родителям сразу становится видно, какие кружки совпадают и как выстроен день у ребенка. Данная таблица, это примерный вариант, каждый в праве сам составлять как ему удобно. Да, минус таблицы, в том, что на 12 человек в классе составить на каждого, и на каждый день недели уйдет у вас примерно - 2 часа. Но огромный плюс - что родители будут в курсе каждого часа проведенного его ребенка в школе.

  • С каждой четвертью мы просто редактируем с родителями данную таблицу.
  • На основе данных таблиц, вы уже точно вовремя отведете ребенка на тот или иной кружок и родители уже не смогут сказать, что ребенок не успел выполнить д/з, так как он был занят на кружке.

В данной статье, я хотела показать как плюсы так минусы работы ГПД, а так же на собственном опыте, показать, как важно выстраивать работу в ГПД продуктивно. Что вторая половина дня не менее важна, чем первая. Обратить внимание, что группы продленного дня необходимо создавать в каждом классе и чтобы педагог-воспитатель уже был отдельный, то есть на класс - 2 педагога. Школы с группами продленного дня способны реализовать воспитательное воздействие на ребенка лишь только в том случае, если они имеют хорошие бытовые условия и высокую организацию работы.

Список использованной литературы

  1. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 2009.
  2. Группа продленного дня: Коснпекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы / Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М.: ВАКО, 2009.
  3. Группа продленного дня: теория и практика / Ю.Г.Брынзарей, С.Н.Галенко, О.В.Шилюк. - Мозырь: Белый ветер, 2015.
  4. Литвинова Т.П. Организация группы продленного дня. Начальная школа. - 2011.
  5. Правила внутреннего распорядка обучающихся разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185, Уставом школы с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей.