Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности на примере работы над произведением Ю.Мориц «Слониха, Слонёнок и Слон» (мастер-класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  • Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  • Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Продуктивное чтение может осваиваться обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Букварь - это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Диалог с автором имеет условное обозначение - ребёнок с книгой.

Анализ литературного произведения (как обязательный этап работы с текстом)

Структура урока

I Этап - Работа с текстом до чтения

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
  • Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
  • Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II Этап - Работа с текстом во время чтения

  • Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение - слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств - на выбор учителя).
  • Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III Этап - Работа с текстом после чтения

  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

1. Введение в раздел

- Рассмотрите иллюстрацию (Афанасий с корабликом). Как вы думаете, о чём мечтает Афанасий?

- Прочитайте название раздела. «Сказка - ложь, да в ней намёк…»

- Кто автор этих строк? Кто может их продолжить? Из какого произведения эти строчки? (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».)

- Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк? (Подсказка.)

- Как вы думаете, какие сказки мы будем читать? Как это можно определить?

- Откройте содержание учебника. Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов этого раздела. Теперь легче ответить на вопрос? (Это сказки о животных, или анималистические сказки.)

- Сегодня мы будем не просто читать стихотворение, и работать над его содержанием, мы начнём создавать свой диафильм. (На столе у каждого ученика лежит лист бумаги, разделённый на 9 частей).

2. Работа над стихотворением Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»

1. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте фамилию автора и название произведения.

- Вспомните, какие произведения Ю. Мориц читали. (Книги «Капельки солнца», «Моя любимая Азбука»: «Попрыгать-поиграть», «Ванечка-пастух», «Ворона», «Что над чем?», «Дом гнома, гном - дома»...)

- В чём особенность этих произведений? (В них чувствуется любовь автора к детям, животным. Автор задумывается над тем, мимо чего проходят остальные; её стихи весёлые, очень добрые.)

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения про себя. Вопросы после чтения.

- О чём это стихотворение?

- Какие картины себе представляли?

3. Чтение по строфам с комментариями.

1-я строфа.

Слониха, слоненок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Унеслись во-о-н туда!

- Почему слон, слониха, слоненок уплыли на байдарке в море? (Им было скучно, они устали стоять в зоопарке)

- Как вы представляете себе байдарку? (лодочка)

- Какой главный элемент можно выделить из этой строфы? (лодочка,байдарка)

- Нам нужно нарисовать лодочку.

- Поставьте цифру 1 и нарисуйте этот элемент.

Читаем вторую строфу.

Слониху, слоненка, слона
Пушистые волны качали,
И детской улыбкой дельфины встречали
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! И слоны улыбались тогда!

- Как вы себе представляете волны? (Мягкие, пушистые)

- С кем подружились слоны? С чего это началось? (С улыбки)

- Скажите, а "детская улыбка" - это какая? (Добрая, открытая)

- Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку на листе.

Продолжаем создавать диафильм.

Прочитайте 3 строфу.

Слонихе, слоненку, слону
Глоток задушевности нужен -
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слоненку, слону.
Да-да! И меня пригласили туда!

- Как вы понимаете выражение "глоток задушевности нужен"? (Это, значит, пообщаться сердечно, искренне)

- А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе? (Пирог, торт)

- Нарисуйте это в третьем кадре.

Читаем 4 строфу.

Слониху, слоненка, слона
Дельфины любили, как братья, -
Прощаясь, они заключили в объятья
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! И меня заодно!

- Как сложились отношения между дельфинами и семьей слона? (Они подружились)

- Из каких слов это видно? (Любили, как братья)

- Что, значит, заключили в объятья? (Обняли на прощание)

- Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют? (Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки)

- Что можно нарисовать на этом кадре? (Предположения детей)

- Поставьте цифру 4 и создайте кадр.

Читаем 5 строфу.

Слониха, слоненок и слон
В обнимку растаяли в дымке, -
Дельфинам на память
Остались на снимке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! И улыбка моя до ушей!

- Что означает "в обнимку растаяли в дымке"? (Исчезли в тумане, пропали)

- А что осталось на память дельфинам? (На память остался снимок)

- Какой основной предмет можно выделить из этой строфы и зарисовать? Поставьте цифру 5 и создайте следующий кадр диафильма.

Читаем 6 строфу.

Слониха, слоненок и слон
В авоську сложили подарки,
И в Химки вернулись на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Не бросают слоны малышей!

- Почему слоны вернулись? (Наверное, потому, что здесь их дом, у них здесь остались малыши)

- Что привезли с собой слоны? (Они привезли с собой подарки)

  • А вы любите получать подарки? Нарисуйте подарок на следующем (6) кадре.
  • А куда причалила байдарка (Причалила к Речному вокзалу в Химках, недалеко от Москвы)

Читаем 7 строфу.

Слониху, слоненка, слона
Встречал слоновод знаменитый,
И бал ожидал на веранде открытой
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! Я с верблюдом плясала тогда!

- Кто такой слоновод? (Человек, который ухаживает за слонами)

- Почему слонов встречал "слоновод знаменитый", да еще устроил им праздник? (Наверное, потому, что их любили и соскучились по ним.)

- Бал-это большой праздник. А в завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете? (Очень часто после праздника мы видим салют)

- Нарисуйте салют в седьмой кадр.

Следующие две (8,9) строфы объединим в одну.

Слониха, слоненок и слон
Во сне по дельфинам тоскуют,
И хоботом ищут капусту морскую
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Спят и видят ее,
Любимое блюдо свое!
Слонихе, слоненку, слону
Морская капуста приятна -
Дельфины во сне ее шлют, вероятно,
Слонихе, слоненку, слону.
Да-да! По своей доброте!

- По кому и по чему скучают слоны? (Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте)

- А где они могут попробовать морскую капусту? ( Наверное, только во сне)

- Скажите, а когда к нам приходит сон? (Обычно сон приходит ночью)

- Чтобы вы нарисовали на восьмом кадре нашего диафильма? (Звёзды, луну)

- Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.

Слониха, слонёнок и слон
От нежности рты открывают,
Глаза закрывают, и нам напевают
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! О мечте! О мечте!

4. Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы после чтения.

- О чем это стихотворение? Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе. ("…и нам напевают ( слониха, слоненок и слон) Да-да! О мечте! О мечте!")

- Да, о мечте. Это веселая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком. Когда вы читали стихотворение, чьё присутствие вы ещё ощущали, из какой строчки в каждой строфе это видно?(Чувствуется присутствие автора)

- Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством, которое автор постарался вложить в них. Что можно сказать об авторе? (Он тоже мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей)

- Посмотрите на лист бумаги. У вас получился план диафильма. И не просто план, а план из рисунков. Рисунки помогут выполнить содержание каждой Зстрофы. Домашним заданием вам будет закончить последний кадр диафильма, пофантазировать и помечтать, а также более подробно дорисуйте кадры другими словами-рисунками и выполните их в цвете.

2) Выразительное чтение.

3) Татьяна и Сергей Никитины на слова Юнны Мориц сочинили музыку, и у них получилась очень интересная и весёлая песенка. Сейчас мы её с вами прослушаем. (Прослушивание в грамзаписи песни "Слониха, слонёнок и слон" в исполнении дуэта Никитиных.

- Почему это стихотворение начинает, открывает раздел «Сказка - ложь, да в ней намёк...»? (Стихотворение похоже на сказку, его герои - животные)

В результате использования данной технологии мы

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Это познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

При подготовке данного мастер-класса я использовала материал сайтов:

  1. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581
  2. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php