Использование регионального компонента на уроках иностранного языка на примере урока английского языка «Портрет родного края» учебника «Английский язык нового тысячелетия» для 9-го класса, автор О.Л.Гроза и др.

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9

Ключевые слова: английский язык


Использование регионального компонента на уроках иностранного языка на примере урока английского языка «Портрет родного края»учебника «Английский язык нового тысячелетия» для 9 класса, автор О.Л.Гроза и др.

Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, позволяющей осуществлять иноязычное общение, происходит при опоре на различные области знаний. Закономерными представляются поиски взаимодействия предмета «Иностранный язык» с предметами гуманитарного цикла.

В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, использование регионального компонента на уроках иностранного языка приобретает большую актуальность. В данной статье попытаемся определить общие направления использования регионального компонента на уроках иностранного языка на примере урока «Портрет родного края» учебника «Английский язык нового тысячелетия» для 9 класса, автор О.Л. Гроза и др.

Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введением обучающихся в мир иноязычной культуры, но и осмыслением понимания ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если обучающийся обладает обширными знаниями об истории, культуре, традициях и обычаях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.

В условиях ограниченного количества часов специальный, самостоятельный курс регионоведения на английском языке нереален. Включение этого материала, как аспекта, в содержание преподавания иностранного языка возможно и практикуется многими преподавателями в разных регионах РФ.

Введение регионального компонента на уроках иностранного языка повышает мотивацию и интерес к предмету. Оно способствует расширению образовательного уровня обучающихся, а разнообразный языковой материал (словосочетания, грамматические конструкции, обороты речи, термины) позволяет строить самостоятельно иноязычное высказывание по темам регионоведения и решать коммуникативные задачи. При этом обучающийся совершенствует свои общеучебные умения и навыки, такие как:

  • работа с разными источниками региональных знаний (о регионе);
  • отбор реалий и составление лингво-краеведческого словаря, что способствует формированию у школьников познавательной активности и стремлению к самосовершенствованию и саморазвитию, что немаловажно, поскольку новый федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас на это;
  • организация дополнительного чтения аутентичных текстов регионального содержания (справочники, рекламные издания);
  • перевод информации с русского на английский;
  • подготовка докладов, рефератов, презентаций и др.;
  • разработка тематических проектов.

Раздел 4 учебника для 9 класса «Английский язык нового тысячелетия» под редакцией О.Л.Гроза, по которому работает лицей, посвящён стране, в которой мы живём. Первый урок называется «Портрет родного края». На мой вгляд, авторы учебника очень удачно подобрали и скомпоновали материал, сделав акцент не только на описании физических характеристик местности, но и формировании системы ценностей: малой родины, воспитании чувства гордости за свою страну, края, в котором родился. Обучающиеся заняты поиском и обработкой информации для выполнения проекта.

При прохождении этой темы стараюсь отразить основные области изучения регионоведения, которые позволяют сформировать полное и разностороннее представление о регионе:

  • земли и люди ХМАО (природа, климат, население, города);
  • история ХМАО (памятники, личности);
  • международные связи ХМАО;
  • экономика
  • социальная сфера (экология, нефть, газ, транспорт, туризм);
  • образование (школы, колледжи, ССУЗы, ВУЗы);
  • культура (библиотеки, театры, музеи).

Учебный материал в своей практической деятельности реализую через примерные задания:

  • крупнейшие реки Сибири (рекламный проспект по Оби);
  • глобальное потепление и другие экологические проблемы (как изменился климат в нашем регионе, опиши свои наблюдения);
  • игра-экскурсия «Добро пожаловать в Сургут!»;
  • нефть и газ (расскажи о компаниях «Сургутнефтегаз», «Газпромпереработка);
  • искусство Югры (художники, артисты, музыканты, диалог-расспрос, диалог-обмен информацией);
  • Сибирь в стихах, сказки о Югре (заучить, сделать художественный перевод).

Ребята с увлечением работают в последнем направлении, но, к сожалению, мало профессиональных стихов о Сибири на английском языке. Вот одно из них:

«My Land - Siberia» (автор Е.Н.Кисловская, профессор Тюменского государственного университета)

My Land-Siberia,
Siberian forest-the Gnat,
My Siberia, my Siberia.
The world is large and every land
Has lots of treasures,
But my Siberia is the best,
I love it without measure.
I love its rivers and its lakes,
And every golden day.
Siberia's the best of the lands,
Believe in what I say!

Перевод Галушко Полины, 11б

Моя Земля-Сибирь,
Сибирский лес-комар,
Моя Сибирь, моя Сибирь.
Мир богат и велик
В целом и по отдельности,
А я к Сибири привык,
И влюблён беспредельно.
Бесконечна она
Как хантыйская песня
Во всём мире одна,
И я навек с нею вместе.

Чтобы избежать однообразия в построении занятий, стараюсь широко использовать различные средства активизации речемыслительной деятельности, привлекаются в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы, поговорки. При организации тренировки обучающихся в устной речи дополнительно к диалогам используются рассказы по опорному конспекту, учителем или обучающимися при работе над новой лексикой составляются кроссворды, чайнворды.

На всех занятиях присутствует разного вида наглядности: фотографии, репродукции картин, книжные иллюстрации и видеофильмы. Также ребятам предоставляется возможность реализовать своё умение в искусстве планировать, изобретать, оформлять, которое реализуется при выполнении проекта «The portrait of my native land», «My native city Surgut». Работа над проектом проходила в несколько этапов:

  • сбор информации;
  • обработка собранных данных;
  • презентация проекта.

Обучающаяся 9в класса Соколова Светлана участвовала в городском конкурсе творческих проектов, посвященном творчеству Дж.Лондона, с работой «Что роднит героев произведений Дж.Лондона и нас, югорчан?», стала дипломантом конкурса. Обучающиеся Копылова Юлия, Чечиль Арина, Изотова Анна, Золотарева Анна участвовали в городском конкурсе презентаций и видеороликов на иностранном языке «Мой Сургут» в рамках празднования 85-летия образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, стали дипломантами.

В обобщающий урок включена викторина, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

Упражнения по отработке языкового материала:

1. Fill in the sentences:

- My country is …

- Surgut is situated in …

- The symbols of our region are …

- The flag is…

- The main river is…

2. Answer the questions:

- Where do you live?

- Is your country big?

- What city do you live in?

- Where is your city situated?

- Are there any rivers in your region?

- Does it have its own flag and symbols?

- Is it far from Moscow?

- How do teenagers spend their free time in your city?

- What animals and birds live in your district?

5 Make up sentences:

1. is/ Khanty - Mansiysk/the/ capital/region/our/of

2. district/main the/ river/ Ob/in/our/is/the

3. is/in/situation/our/town/the/ecological/dangerous/not

6. Fill in the verbs:

  1. Our district … very rich.
  2. It … a lot of forests and rivers.
  3. It…its own symbols and flag.
  4. Life in our city…lots of advantages.
  5. The huge forests that cover western Siberia … … the taiga.
  6. It … 5 days to travel from Surgut to Moscow by train.
  7. The first largest city in our district … Surgut.

На заключительном этапе данного раздела, исходя из опыта, у ребят формируется потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке. Обучающиеся учатся логично и связно рассказывать о культурных событиях своего края, города, публично выступать с подготовленным сообщением по теме:

- Design a reference booklet about the natural resources of Khanti-Mansiysk district-Yugra and make a public speech before the class.

- The best items of our city. Draw the pictures of any items that from your point of view are the most popular and describe them. Особой популярностью у обучающихся пользуется задание «The final activity of the unit»:

Choose from the following list the features you would like to include in your local profile.

  • Roads, streets…
  • Green plantations:forests, woods, parks…
  • Bodies of water: ponds, lakes, rivers, seas…
  • Open areas: fields,marshes, swamps…
  • Heights, mountains…
  • Houses, odd buildings, churches, bridges, hills…
  • Other interesting places: caves, stones, trees, wells, monuments…

Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет школьникам глубже понять и усвоить отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии. Описанные в статье направления работы с региональным материалом (хотя они далеко не исчерпаны) подтверждают необходимость дальнейшего изучения и разработки регионального компонента содержания обучения.

Литература

  1. Информационные тексты регионального содержания, справочники, рекламные издания.
  2. Проект российского научного фонда. Иностранный язык и регионоведение.
  3. Проектная методика обучения английскому языку. Иностранные языки в школе № 3. 2011.
  4. Сафонова В.В. Диалог культур на уроках английского языка.
  5. Сбоpник сибирских сказок на английском языке
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010.
  7. Чучелина Т. Сказки Югры.