Развитие мелкой моторики руки как один из факторов развития мыслительной деятельности

Разделы: Начальная школа


Выступление на конференции и мастер-класс для педагогов начальных классов

I. Теоретическая часть
1. Вступление
2. Что такое мелкая моторика
3. Учёные о развитии мелкой моторики
4. Проблемы с письмом у первоклассников
5. Способы и виды работ на уроках обучения грамоте и математики (из опыта работы)
6. Работа по развитию мелкой моторики на уроках технологии (из опыта работы)
II. Обзор выставки. Демонстрация работ, выполненных учителем и детьми
III. Практическая работа. Изготовление шапочки из шерстяных ниток

I. Теоретическая часть

1. Дошкольное детство до школы очень важный период в жизни детей. Многие родители, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, лишь на то, чтобы ребёнок научился читать и считать.

Но на занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда. А это далеко не у всех детей хорошо получается потому, что не развиты мелкие движения рук - мелкая моторика.

2. Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то он умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?

3. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности. Кроме того, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторикой руки и развитием речи.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка.

И.Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек.

Ещё в древности, на Руси, бабушки, играя со своими совсем маленькими внуками водили пальчиком по ладошечке, приговаривая: «Сорока-ворона кашу варила…», играли в «ладушки» и т.д.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Невзирая на то, что в детском саду дети много рисуют, лепят, собирают конструкторы, шнуруют, застёгивают пуговицы, играют в пальчиковые игры, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев.

Выявляется, что мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний. Часто в школе можно видеть, как мамы или чаще бабушки завязывают шнурки своим внукам, переодевают им сменную обувь и т.д.

4. Начало обучения письму - очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв, ребёнок быстро устаёт, получается нервная дрожащая линия, буквы разного размера и нажима, много помарок, ошибок, исправлений, грязи, и, как следствие, нежелание выполнять письменные упражнения.

Так, по данным М.М.Безруких, С.П.Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 25-30 %, и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20-25 %. Но при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение навыка письма.

Неуспеваемость в освоении навыков письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.

У младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого первоклассник практически не усваивает навык письма. Ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности.

Очень важно не отделить письмо от речи. В процессе письма участвуют двигательный, зрительный и фонетико-фонематический (звуко-слуховой) контроль.

5. Начиная с добукварного периода, я применяю для развития мелкой моторики руки «росчерки», (которые придумал для дошколят Евгений Евгеньевич Шулешко гениальный педагог, психолог, учёный) - это подготовительная работа для письма букв, они пишутся на нелинованной бумаге фломастерами. Чтобы выработать единый темп работы, дети приговаривают хором: «Я бегу, бегу, бегу, стоп!» и чертят для росчерка строчку. Каждый «росчерк» имеет свою приговорку:

«Бежит волна и падает», «Ведро стоит на столе», «Вверх, вниз, поворот» и т.д.

При выполнении росчерков вначале ребёнок заучивает стихотворение-"приговорку" и проговаривает его самостоятельно, одновременно выполняя росчерк.

В дальнейшем основной упор делается уже на обучение детей писать росчерки в соответствии с ограничениями линий. Это позволит детям видеть строку, контролировать размер букв.

Приговорка должна совпадать с движением руки по ритму. Движение руки должно быть плавное, размашистое, точное. Сначала дети пишут на доске мелом, а потом в паре «мокрым карандашиком» на доске (тряпочка). Когда начинается изучение букв, то в росчерках надо найти их элементы и вписать внутрь фломастером другого цвета.

На протяжении всего процесса обучения широко используются приёмы обводки и раскрашивания рисунков с комментированием, их дорисовывание до образа, обобщение понятий одним словом.

Очень любят дети работать с медиатрами. Обводят и дорисовывают на что похож по форме медиатр. Дети рисуют клубнички, сов, лица людей, мордочки и тела животных, деревья, цветы и т.д.

Упражнения носят игровой характер, т.к. детям присуще желание играть, творить, рисовать и читать стихи.

На уроках математики для этой же цели используются графические диктанты. «Графический диктант" (по Эльконину). Учитель говорит: "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведешь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. 1. Начнем рисовать первый узор (рисуем на бумаге в клетку). Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка направо. Одна клеточка вниз, 2 клеточки влево и т.д.

Сначала диктует учитель, потом подготовленный ученик.

Обучение письму цифр тоже проходит под коллективный счёт: цифра один пишется под счёт: ти-та; 2 - ти-та-ти-ти; 3- та-та; 4 -ти-та-та; 5 - ти-та-ти; и т.д.

Таким образом, на занятиях у детей работают зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, что позволяет достичь высоких результатов в обучении.

6. На уроках технологии продолжается работа по развитию мелкой моторики. Это работы с бумагой, пластилином, солёным тестом, складывание (оригами), аппликации способом обрывания.

Это, прежде всего, занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.

Занятия по лепке развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина.

Ведь эти пластичные материалы можно мять, катать колбочки и колбаски, вытягивать, отщипывать, размазывать, делать картины, резать на кусочки.

Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это облегчает овладение навыком письма.

Занятия аппликацией, оригами, конструированием также развивают мелкую моторику пальцев рук.

Оригами - это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание - это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга.

Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Бумагу можно рвать, складывать, мять, резать ножницами, плести коврики, делать аппликации. Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материалами, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность. Это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Каждая из этих техник - это маленькая игра, она доставляет ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени учения.

Следовательно, работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного и школьного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

II. Обзор выставки

В классе была организована выставка моих работ и работ учащихся (солёное тесто, аппликации, пластилиновая живопись).

III. Практическая работа

У каждого на столе были шерстяные нитки разного цвета, линейка, ножницы, кольцо из бумаги.

Этапы работы:

1. Отрезать 20 нитей длиной 25 см;

2. Сложить их пополам;

3. Продевая двойную нитку обвязать бумажное кольцо.

4. Нитки собрать в пучок и связать.

Вот такие получились шапочки! И развивались наши учительские пальчики!

Список использованной литературы

  1. О.Н. Громова Т.А.Прокопенко «Игры-забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно-практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001.
  2. Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992.
  3. Баренцова Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. 1996. - №2 - С. 89.
  4. Белова, Т.В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения [Текст] / Т.В.Белова, В.А.Солнцева. - М.: Астрель; Профиздат, 2007. - 63 с.
  5. Шулешко, Е.Е. Наглядно-дидактическое пособие по обучению дошкольников чтению, письму и счёту [Текст] / Е.Е.Шулешко.- М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  6. Шулешко, Е.Е. Социо-игровые подходы в педагогике [Текст] / Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов. - Красноярск, 1990.
  7. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.
  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика / М., 2002.
  9. Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму.// Начальная школа. 1993 - №5 - С. 20-21.// Начальная школа. 1994 - №8 С. 12-13.