Создание ситуации успеха как средство формирования положительного отношения младших школьников к учебе через занимательный материал и игры

Разделы: Начальная школа


Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. От школы сегодня ждут людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

В школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость порождают у многих школьников уже в младших классах разочарование и снижение интереса к учебе. Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рискует стать хронической. Ребенку, утрачивающему учебную мотивацию, необходимо помочь преодолеть формирующийся «комплекс неуспевающего».

Положительное отношение к обучению связано с положительными эмоциями удивления, переживание необычности, уверенности в своих силах, гордости за себя. Эмоционально окрашенные знания запоминаются быстрее и крепче, чем знания, которые лишены индивидуальности и оставляют человека равнодушным. И это постоянно надо учитывать при отборе учебного материала. «Учить надо весело. Искусство обучения - это искусство пробуждать в юных душах любознательность, а потом удовлетворять ее. А здоровая живая любознательность бывает лишь при хорошем расположении духа... Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом» - писал литературный критик А. Франс. Таким образом, одним из важных условий, при котором возникает и развивается интерес к обучению, повышается активность слушателей, является яркость, эмоциональность учебного материала, а так же, увлеченность самого учителя.

В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учащихся проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно. Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика. Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика. Как правило, это даёт положительный результат.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо, ориентируясь на возможности учащихся, создавать «ситуацию успеха» в учебном процессе, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Ведь только положительные эмоции могут стать для учащегося стимулом в учебной деятельности.

Обратимся к исследованиям А.С.Белкина (доктор педагогических наук, профессор). В книге «Ситуация успеха. Как ее создать?», он пишет, что « Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.»

В основе ожидания успеха - стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое "Я", свою позицию, сделать заявку на будущее.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

СИТУАЦИЯ УСПЕХА ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ТИПЫ (по Белкину)

1. Неожиданная радость.

Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость - это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

2. Общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость - это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

3. Радость познания.

Внутренний побудитель к деятельности, отражающий потребности личности - это мотив. Выделяют пять основных мотивов учения.

Непосредственно побуждающие - наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).

Перспективно побуждающие - более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование).

Моральные мотивы - социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей.

Мотивы общения - социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.

«Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие - общение. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями и временными неудачами.

Доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению успеха. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит педагогу незаметно (в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка) повысить уровень требований к нему, и тем самым мотивировать его на познание более сложного материала.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:

- Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала

- Доступное объяснение учебного материала

Познавательный интерес ученика должен быть направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий.

- Обязательное использование занимательной наглядности

Сейчас с использование ИКТ на уроках это становится не трудно

- Дидактические игры

Здесь же занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки;

- Парные и групповые творческие задания

- Индивидуально-дифференцированный подход (личностно ориентированный подход) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся;

- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе

стимулирование деятельности, через благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ.

- Создание оптимальной благоприятной образовательной среды

Организация рефлексии, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" т.д.); положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

Здесь мы можем обратиться к АЛГОРИТМУ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА (автор Белкин А.С.).

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Для создания «ситуации успеха» на уроке я использую следующие приёмы: создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

«Угадай сказку» (или рассказ).

По опорным словам отгадай название рассказа из раздела «О братьях наших меньших» (2 класс).

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.

Дача, мальчики, ёжик.

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

- Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.

3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" т.д.);

4)занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать
Всем работать, отвечать!

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!

Познавательный интерес направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;

Угадайте, кто сегодня будет героем сказки?

В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (Мышка)

Правильно! Сегодня мы прочитаем «Сказку о глупом Мышонке» С.Я.Маршака

2) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся;
Постановка проблемы (задача на сообразительность)

* Росли две вербы, на каждой вербе - по две ветки. На каждой ветке - по две груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут)

- Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной».

Хочется сказать, что мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них - открытие нового, ещё не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Ведь, ребёнок - тайна. Он - загадка. Он маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с утренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ УСПЕХА

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится…» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намёка, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива

Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» «Порадуй маму..»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…»«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Наша основная цель не допустить, чтобы среди учащихся были неудачники, учащиеся, не добившиеся успеха в учебе и, поэтому, обладающие комплексом собственной неполноценности, низкой самооценкой, неверием в собственные силы, низким уровнем учебной мотивации и уровнем притязаний.

Чтобы стать успешнее человеку нужны психологические знания. Мы должны обучать учащихся тому, как развивать в себе волю, как повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями, развитие у учащихся волевых качеств, путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия, мешает достижению успеха, снижает мотивацию. Что бы быть успешным, учащийся должен быть готов к преодолению самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самоопределения, а, значит, способствует личностному росту.

Задача педагога - создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Необязательно все должны быть отличниками. Нельзя забывать, что каждый учащийся - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Успех в учебной деятельности является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Если дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, то на основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни! Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество работы с детьми.

Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе должны определяться новые задачи в рамках того же предмета. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Успех (успешность) ребёнка - качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективных результатов и субъективного к ним отношения самого ребёнка. В наших силах организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, был мотивирован на успешную учебную деятельность.