Урок литературы в 5-м классе "Посмеемся вместе с Чеховым"

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: А.П.Чехов


Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П.Чехова и рассмотреть обзорно героев его ранних рассказов.

Задачи:

  • Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.
    • Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие родины.
    • Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.
    • Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Эпиграф к уроку:

«Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть».
А.П.Чехов

Смеяться, право, не грешно!
Над всем, что кажется смешно…
Н.М.Карамзин

Ход урока

Слово учителя

Хочу с вами посоветоваться, ребята. Нам надо прочитать и обсудить рассказы этих писателей. Как вы считаете, мы успеем это сделать за урок?

- О ком пойдет речь?

- Посмотрите на записанные в тетради эпиграф и тему урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о смешном)

- Чему будем учиться? (понимать прочитанное).

- Да, сегодня нам предстоит разобраться, в чём заключается юмористический и сатирический талант А.П.Чехова, познакомиться с понятиями «юмор» и «сатира». И говорить мы сегодня будем о смешном. Со смешным в жизни мы сталкиваемся часто (забавные случаи, чей-то рассказ или литературное произведение). А сегодня мы попробуем посмотреть на смешное глазами учёных-литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, художественные средства.

Работать будем в двух группах. В результате у вас должна получиться газета-помощница.

Выберите название и эпиграф. Прикрепите рисунки-иллюстрации к рассказам.

Словарная работа

Можно смеяться до слёз и никому от этого не обидно. А иногда кто-то смеётся, но при этом другому человеку это не смешно. Он чувствует себя униженным. Давайте вспомним разновидности смеха. У вас на столах листы с терминами. Вы должны подойти к моему столу и взять листик с толкованием, определением термина. Приклейте к своим листикам. Кто быстрее справится, тот ставит себе бонусы в Лист самооценки

- Посмотрите на слайд:

Произведения, которые вызывают смех, называются юмористическими.

  • Юмор (англ. Humour «нрав», «настроение») изображение чего-то в смешном, комическом виде.
  • Сатира (лат.) обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
  • Ирония - разновидность комического, вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу.
  • Сарказм (греч. «разыгрывать») один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Эти определения помогут нам понять особенности рассказов Чехова. Подберите соответствующие понятия и прикрепите их на свою газету.

Актуализация знаний

- Что вы знаете об авторе произведения - А.П.Чехове.

- Что показалось самым ярким в биографии А.П.Чехова?

Сюжеты для своих историй А.П.Чехов брал из жизни. А сейчас давайте посмотрим, как этими жизненными ситуациями воспользовался А.П.Чехов.

"Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Спросим у 4-классников: О чём может идти речь в рассказе под названием «Пересолил»?

Давайте посмотрим сценку в исполнении ребят.

Выявление читательского восприятия

- Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями?

- Было ли интересно смотреть? Смешно? Какие моменты показались особенно смешными?

- Понравился ли вам рассказ А.П.Чехова "Пересолил"?

- О ком он? (О землемере Смирнове и вознице Климе.)

Словарная работа

  • Землемер - чиновник, занимающийся обмером, межеванием земельных участков.
  • Возница - тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.

- А о чём этот рассказ? (О том, как землемер, боясь Клима, решил сам его устрашить рассказами о своей силе, чем довёл возницу до бегства и остался один на лесной дороге.)

Работа над сюжетом рассказа

А сейчас мы поработаем с вами над текстом рассказа, выявим элементы сюжета.

Слайд 10

- Каждый рассказ начинается с завязки, включает в себя развитие действия, кульминацию и завершается развязкой.

- Какие события составляют завязку - начало рассказа? (Землемер приехал на станцию Гнилушки и стал искать лошадей для поездки в имение.)

- Как далее развиваются события? (В пути землемер испугался и начал врать.)

- Какие события являются кульминацией, самым острым моментом в развитии действия, в котором герои переживают наиболее сильные чувства? (Землемер врет все больше и больше, а возница боится все больше и больше и убегает.)

- Как развивается действие после кульминации? (Землемер сам боится и уговаривает Клима вернуться.)

- И развязка. Чем заканчивается рассказ "Пересолил"? (Землемер и возница молча продолжают путь.)

Этап закрепления изученного материала

- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?

- Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу?

- Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?

- Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?

- Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?

- Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

- Какая русская пословица подходит для раскрытия смысла рассказа?

Слайд 11 (У страха глаза велики.)

- К какому же виду комического относится рассказ: юмористический он или сатирический? (Конечно, юмористический, потому что смех в рассказе весёлый, хотя и с глубоким смыслом.)

- Какое же качество, объединяющее Смирнова и Клима, описывает Чехов? (Трусость)

Физкультминутка

  • Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.
  • Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой (вращательные движения руками)
  • Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

Чехов закончил медицинский факультет Московского университета.

Врач по профессии - Чехов, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих качеств. "Смех - лучшее лекарство". "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть" (эпиграф)

- Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей?

- А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно)

- Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

- Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом, посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные) Это и будет целью нашего следующего урока.

Словарная работа

- Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу группы, используя учебник или интернет, найти толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.

Анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

- Предположите, каким мог бы быть рассказ, в котором есть слова: встретились встретились друзья детства друзья детства восторженно восторженно окаменел окаменел поморщился поморщился поклонился поклонился

Составление «толстых и тонких» вопросов «Толстые» вопросы, придуманные детьми «Тонкие» вопросы, придуманные детьми. Где встретились два приятеля? Как звали жену и сына тонкого? До какого звания дослужился толстый? Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Работа над заглавием. Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа? Антитеза - противопоставление Антитеза - противопоставление. «Краткость - сестра таланта». А.П.Чехов. А.П.Чехов - мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Деталь - одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Обратимся к рассказу… Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Толстый Тонкий

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый - самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флёрдоранж Херес «навьючен чемоданами» - не может позволить себе нанять носильщика. Значит Тонкий - бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» Почему он делает портсигары? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

Толстый Тонкий 1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни Богатый 2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный 3. Говорит мало, уверенно.

1. «Навьючен» Бедный 2. Неуверенный в себе, суетливый. 3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

Особенности рассказов Чехова:

  1. Короткое вступление;
  2. Нет подробного описания пейзажа, портрета;
  3. Яркие художественные детали;
  4. Основа рассказа - диалог.

Подобострастие - льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание - лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство - стремление расположить к себе кого-то лестью.

Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность. Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность. Из письма брату Михаилу.

Рефлексия

Что интересного вы узнали на уроке? О чем же мы должны задуматься?

Домашнее задание

Написание сочинение - миниатюры встреча двух приятелей от имени толстого (тонкого). или О чём меня заставили задуматься рассказы А.П.Чехова.

Закрепление нового материала

Об особенностях чеховских произведений.

Итак, А.П.Чехов использует в своих рассказах определённые приёмы, которые делают их смешными. Давайте посмотрим на слайд и запишем их в тетрадь:

  1. Краткое заглавие рассказа.
  2. Короткая завязка, дающая полную информацию о героях, месте и времени событий.
  3. Бытовая ситуация в основе сюжета.
  4. Диалог характеризует героев.
  5. Пейзажные и портретные зарисовки отсутствуют.
  6. «Говорящие» детали и «говорящие» фамилии.
  7. Яркая, смешная, неожиданная развязка.

- А какой смех у Чехова? (добрый или беспощадный). Когда нам становится не смешно, а грустно? (Смешная ситуация (юмор) превращаются в сатиру (уничтожающую критику), когда автор говорит о том, что нельзя заниматься делом, если ты в нём не разбираешься).

Итоги урока

- В чём же Чехов видел смысл своего творчества, смысл своего юмора и сатиры?

(Он боролся со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью)

А боролся он с этими пороками доступными ему средствами, т.е. средствами литературы, а это прежде всего юмор и сатира. Достичь юмористического эффекта ему помогают те особенности рассказа, которые мы нашли в процессе нашей работы. Целое столетие отделяет нас от рассказов Чехова, и всё же они современны, даже злободневны.

Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный?(добродушный) Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах, «среди людей нужно сознавать своё достоинство»)

Рефлексия

Вывешиваем газеты.

Организуем беседу с группой по вопросам:

  • Что нового вы узнали?
  • Что было интересным?
  • Что было главным на уроке? Чему научились?