Сущность, цели и задачи проектного обучения как часть исследовательской деятельности школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


В системе образования метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. При этом часто происходит смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает «разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия». (сайт http://know.su/link_6491_1.html от 5 июля)

При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации). В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого продукта даже без целостной и детальной проработки. Нет необходимости оспаривать подобное толкование общепринятого термина.

«Метод - дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания».

Таким образом, если говорить о методе проектов, то нужно иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.(сайт http://know.su/link_6491_1.html от 5 июля)

Метод проектов предполагает распространение проблемы в ее развитии, с одной стороны, и оформление результатов ее решения в конкретном продукте, с другой стороны. Этим метод проектов отличается от других проблем методов, которые не предусматривают подобное завершение работ.

Организация проектной деятельности требует от преподавателя определенной подготовки.

Первое, с чего следует начать, это определение проблемы, которая ляжет в основу проектной деятельности. Очень важный момент при использовании метода проектов - проблема не предлагается учащимся в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности они подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения через проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация - проблема - проблемные задачи её рассмотрения - такова цепочка действий для организации проектной деятельности.

В дидактике разработаны разные уровни проблемности в зависимости от сформированности у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности.

Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.

Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее решает.

Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее решает.

Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам её решает, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

И.А.Зимняя в этой связи уточняет, что высшая степень проблемности присуща учебной ситуации, в которой человек: сам формирует проблему (задачу); сам находит её решение; решает и самоконтролирует правильность этого решения. (Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе. - Пермь, 1994)

Проектная деятельность предлагается на четвертом уровне. На трех предыдущих уровнях учащиеся готовятся к такой деятельности. Ведь они должны быть готовы решать довольно сложные мыслительные задачи, причём самостоятельно, либо индивидуально, либо совместно с партнерами. Ученики должны обладать следующими умениями:

  • понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников);
  • характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
  • представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
  • решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
  • размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать, дополнительную информацию, оценивать решение);
  • сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей). (Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA - 2003. - М., 2004. - С. 45.)

Метод проектов, если рассматривать как педагогическую технологию, «совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» [Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 272 с.].

В основе метода проекта лежат следующие принципы:

  • индивидуальная заинтересованность учащихся;
  • значимость проектов в социальном или научном плане, требующая исследовательского поиска для решения проблемы;
  • творческая самостоятельность;
  • практическая реализация теоретических знаний.

Говоря о методе проектов как об «определенным образом организованной поисковой, исследовательской деятельности учащихся» Е.С.Полат акцентирует внимание на том, что эта деятельность предусматривает не просто достижение того ли иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. (дис. Захарова С.А.)

Если метод проектов как форма активизации обучения может быть соотнесен с другими методами (исследовательским, эврестическим, лабораторным др.), то проектное обучение подразумевает, в первую очередь, обучение, постороенное на использовании метода проектов. Иначе говоря, проектное обучение - это обучение в проекте с помощью проекта. (Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений/ И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; под ред. И.А.Колесниковой. - М.:Академия, 2005. - 288.)

Стоит отметить, что исследовательская деятельность отличается от проектной. Следует обозначить общие черты и различия в вышеназванных понятиях. И проектная, и исследовательская деятельность достаточно часто встречаются в практике работы средних школ, однако термины, обозначающие данные процессы, все еще не нашли своего четкого определения.

В настоящее время встречаются самые различные, и даже противоположные мнения по этому вопросу. Некоторые специалисты считают, что в условиях средней школы практически невозможно организовать исследовательскую деятельность - школьникам доступны только проектные виды работ. И наоборот, бытует мнение, что проектная деятельность не соответствует традициям российского образования, при этом даже приводятся аргументы о латинском происхождении данного термина: «project». Мы считаем, что данные точки зрения следует отнести к крайним, и хочется высказать аргументы в защиту обоих видов работ.

С нашей точки зрения, и исследовательские, и проектные виды деятельности доступны школьникам и чрезвычайно значимы в системе среднего образования. Они имеют как общие характеристики, так и различные, специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

  • общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
  • структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
  • анализ актуальности данных работ,
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить,
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,
  • планирование, определение последовательности и сроков этапов работ,
  • собственно проведение проектных работ или научного исследования,
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов работ в пригодном для использования виде;
  • проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
  • итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые, с нашей точки зрения, заключаются в следующем.

Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». Семантическое наполнение этих двух терминов, с нашей точки зрения, наиболее близко. Таким образом, любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата - продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам - в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Основные задачи исследователя - добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен.

Не следует забывать, что реализация проектной деятельности требует значительного творческого потенциала от разработчиков - зачастую, не меньшего, чем при исследовательской работе. Один и тот же продукт проектной деятельности, выполненный разными разработчиками, хотя и отвечает всем заданным требованиям проекта, но может отличаться по некоторым деталям, дизайну и т.п. Все это следует отнести к творческому потенциалу тех, кто его выполнил.

Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определенной теме химии, физики, биологии и т.д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны - для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта также очевидна.

Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, следует учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования. В основном, это касается необходимости получения в ходе профессионального научного исследования результатов, характеризующихся очевидной научной новизной, тогда как важнейшим результатом исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована учителем совместно с научными сотрудниками высших учебных заведений или исследовательских институтов. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного исследовательского оборудования, с уяснением сущности и особенностей работы современного ученого. При этом задача профессионального исследователя заключается в предложении темы исследования, методов проведения научного эксперимента, в ознакомлении учащихся с современными научными воззрениями в выбранной тематике, а задача учителя - в соотнесении темы исследования со школьными курсами дисциплин естественнонаучного цикла, в адаптации представленных научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками. Очевидно, для успешного проведения исследования необходимо творческое сотрудничество обоих руководителей, их взаимное понимание и разумное распределение функций. (сайт http://mamsu.ru/publications/researchact к. хим. н. Жильцова Ольга Александровна)

Проект, в современной трактовке, - это, прежде всего, дидактическое средство активизации познавательной деятельности, формирование личностных качеств. Проекты могут быть разные по своему содержанию, типу и характеристикам. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, которую Е.С.Полат разделил в соответсвии с различными признаками:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутренний, регионаьный, международный.
  5. Количество участников проекта: личностные (проходящие между двумя парами участников) и групповые (создаваемые между группами).
  6. Продолжительность проекта: краткосрочные, напрвлены на решение небольшой проблемы или части блее значимой проблемы; средней продолжительности, проходящие в течение одного или двух месяцев; долгосрочные, рассчитанные на проедение в течение года. На уроках по одному предмету чаще проводятся кроткосрочные проекты.

Дидактическая цель проекта всегда познавательная - овладение новым знанием, практическими умениями, формирование критического мышления, т.е. всей совокупности интеллектуальных умений присущих критическому мышлению через самостоятельную исследовательскую, поисковую деятельность. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике. (Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.)
Таким образом, проектное обучение предполагает:

  1. Заинтересовать обучаемых;
  2. Самостоятельный поиск теоретических знаний;
  3. Проводить исследовательскую работу;
  4. Делать выводы.

Список используемой литературы

  1. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе. - Пермь, 1994.
  2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA - 2003. - М., 2004. - С. 45.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
  4. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений/ И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; под ред. И.А.Колесниковой. - М.:Академия, 2005. - 288.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 272 с.