Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом..."

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.Т.Твардовский, А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом...»


Форма урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: личностно ориентированная технология, коммуникационная технология (организация совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией), ИКТ.

Цель: обучение анализу стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Задачи:

  • углубление знаний о средствах художественной выразительности;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • наблюдение взаимосвязи литературы с другими видами искусства;
  • воспитание чувства неприятия войны и бережного сохранения памяти о погибших за свободу своей Родины.

Формирование универсальных учебных действий:

  • Личностные результаты:
    • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
    • потребность в самовыражении через слово;
    • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
  • Познавательные результаты:
    • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.
  • Коммуникативные результаты:
    • умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
  • Регулятивные результаты:
    • умения планировать свою деятельность.
  • Метапредметные результаты:
    • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозапись музыкальных произведений на стихотворный текст, иллюстративный материал, текст стихотворения.

1 ЭТАП. Мотивационно-организационный

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня у нас гости, давайте их поприветствуем, пожелаем друг другу плодотворной работы. Присаживаемся и… начинаем урок.

Звучит отрывок песни из к/фильма «Офицеры»

От героев былых времен
Не осталось порой имен,
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых…
Этот Вечный Огонь, нам завещанный одним,
Мы в душе храним…

На слайде картинки

- Ребята, прослушав строчки из известной песни к кинофильму «Офицеры», посмотрев фотографии, попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(О Великой Отечественной войне, о памяти о подвиге солдат этой войны).

II ЭТАП. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Известный литературовед, академик Д.С.Лихачев сказал: «Память - одно из важнейших свойств бытия. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным в прошедшее. Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти».

- Как вы понимаете его слова? (ответы учащихся)

- Сегодня мы поговорим о Памяти и о войне в литературном произведении, о важных страницах в жизни отдельного человека и всего человечества, о прошлом и настоящем.

К сожалению, в наши дни часто встречаются попытки переиначивания, переписывания истории, прошлого. На Украине, в Польше, странах Прибалтики сносятся памятники героям Великой Отечественной войны, Советский Союз обвиняют в захвате Польши и даже в развязывании Второй мировой войны. Очень важно знать и помнить историю своей страны, своего парода, чтобы не допустить такого.

В деле сохранения памяти нам призваны помогать литература, искусство. Литература не просто бережет в памяти события тех дней - она передает потомкам мысли, чувства, настроения, сознание своей сопричастности с Родиной, порыв защищать ее, помочь в трудную минуту.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией Александра Трифоновича Твардовского.

- «Это - настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С.Я.Маршака относятся к таким стихам А. Твардовского, как

  • «Я убит подо Ржевом…» (1945-1946),
  • «В тот день, когда окончилась война…» (1948),
  • «Сыну погибшего воина» (1949-1950),
  • «Их памяти» (1949-1951),
  • «22 июня 1941 года» (1950),
  • «Жестокая память»(1951),
  • «Я знаю, никакой моей вины…»(1966).

Они составили стихотворный цикл, отличающийся тематическим и эмоциональным единством. Нельзя не заметить, как часто в его стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный».

- Откуда же пришла эта Память? Что мы знаем о жизни А.Т.Твардовского во время войны?

(прошел в качестве военного корреспондента Финскую и Великую Отечественную)

Стихотворение, о котором мы будем сегодня говорить, написано в 1945-1946 годах и входит в сборник «Послевоенные стихи».

Исходя из материала прошлого урока и из домашнего задания, попробуйте определить литературное произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке.

(«Я убит подо Ржевом»)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»)

- Исходя из темы урока, поставьте учебные задачи.

(Мы должны узнать историю создания стихотворения, замысел, определить идею (главную мысль), выявить художественно-изобразительные средства, символические образы, а также выяснить, как решает автор проблему памяти в своем произведении).

III ЭТАП. Закрепление с проговариванием во внешней речи

- Итак, А.Т.Твардовский, «Я убит подо Ржевом»…

- Среди огромного количества стихов и песен о войне есть стихи, в которых война представлена через восприятие погибших: прямо от их лица или авторскими словами. Это особый взгляд на войну. Такой взгляд позволяет почувствовать ужас войны намного сильнее. Да, такие стихи не зовут к подвигам, не устремляют к победам. Они даже не передают огромное людское горе, которое всегда сопровождает войны. Но, читая такие стихи или слушая такие песни, можно неожиданно почувствовать себя как бы погибшим на той войне и острее понять эту боль. Когда слышишь, что «каждый четвертый … пал на войне», то не ощущаешь этого огромного количества. А когда подумаешь, что это ты погиб, то это, безусловно, глубоко трогает и действительно заставляет задуматься.

В стихотворении называется Ржев. Это был небольшой, ничем не приметный город, а события вокруг него развивались значительные.

(Краткая история военных событий)

Ржевскому сражению до последнего времени официально не было присвоено статуса битвы, а числилось оно в разряде боев местного значения. А ведь на самом-то деле в истории второй мировой войны не было более грандиозного и более масштабного сражения, чем Ржевская битва, ни по количеству задействованных войск - около десяти миллионов с обеих сторон, ни по длительности боев - пятнадцать месяцев, ни по количеству операций и изощренности маневров, ни по хитроумности конфигураций обходов, обводов, "котлов" и контрударов, да и по стратегической значимости - эта битва для обеих воюющих сторон была ключевой. Потому что Ржевско-Вяземский плацдарм находился в 150 км от Москвы и отсюда немцы могли начать наступление в 1942 году именно на московском направлении.

В ходе Ржевской битвы с нашей стороны было проведено невиданное для одного сражения количество войсковых операций: шесть наступательных и четыре оборонительных. В том числе самая кровопролитная (777 тыс. потерь) Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция (8.01 - 20.04.42 г.). В боях было задействовано пять фронтов, более тридцати армий и корпусов, много миллионов солдат и тысячи танков.

О масштабности боев говорят и наши потери: участник этих событий маршал Советского Союза В.Г.Куликов, собрав воедино сведения из разных военных архивов, заявил, что потери Красной Армии в Ржевской битве ориентировочно составили 2 миллиона 60 тысяч человек. И русские, и немцы называли этот плацдарм «северный Сталинград», «ворота к Москве и Берлину», «ржевская заноза», «ржевская мясорубка».

Только через девять месяцев с начала попыток захвата Ржева, а именно 1 октября 1942 года, нашим войскам удалось ворваться в Ржев и закрепиться в северо-западной его части. Пять месяцев в городе велись позиционные бои.

К исходу 3 марта 1943 года советским войскам ценою больших потерь удалось форсировать Волгу и освободить город Ржев, а точнее то, что от него осталось. Город и близлежащие деревни были уничтожены. Из 54 тысяч жителей в городе осталось около трёхсот.

Из 5443 жилых домов Ржева уцелело лишь 297. Общий материальный ущерб, нанесённый городу и району в ходе боевых действий, по определению Чрезвычайной Государственной комиссии составил полтора миллиарда рублей.

Учитель: Да, Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества.

Ржев полностью отстроен после войны. Сейчас это тихий красивый городок.

8 октября 2007 года Президент РФ подписал Указ № 1345 о присвоении городу Ржеву звания «Город солдатской Славы». Историческая справедливость была восстановлена.

Великая Отечественная война затронула практически каждую семью.

Ребята, я вас просила узнать, не были ли ваши родственники участниками этих страшных событий?

(Ученица о прадеде)

Именно этой трагической странице в истории русско-немецкого противостояния Александр Твардовский посвятил свое стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Что же послужило толчком для написания этого стихотворения?

2 учащийся. Над произведением поэт работал в конце 1945 - начале 1946 года. Вначале оно имело другое заглавие - «Завещание воина». Какие жизненные факты побудили поэта к его написанию? В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, - писал Твардовский, - были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце". Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен был вновь вернуться на фронт. Он был "такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка".

3 учащийся. Многие литературоведы, считают, что поводом для написания стало другое реальное событие, судьба реального человека. Его герой - Владимир Петрович Бросалов. Полку, в котором служил Бросалов, было приказано любой ценой взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь - от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу "юнкерсы". Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание.

Боец был завален глиной, погребен заживо, но подошло подкрепление, а на него отправлена похоронка…

Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней.

Потом, после тяжелого пулевого ранения в голову, его переправили в госпиталь имени Н.Н.Бурденко. Навестить раненых пришел Александр Твардовский. В тот же день к раненому сыну пришла мать, которую разыскали врачи. Она показала Александру Трифоновичу похоронку. В ней говорилось, что Владимир убит в боях за город Ржев: "Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области". Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев, и слово свое сдержал: вскоре "Я убит подо Ржевом" прозвучало на всю страну.

Выразительное коллективное чтение стихотворения.

Учитель: Вы прослушали стихотворение, ответьте на вопрос, каким чувством проникнуто стихотворение? Ответ можно найти в учебнике…

(Сам Твардовский писал: "Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство»)

Учитель: По форме стихотворение А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог - нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам - тем, кто остался сражаться с фашизмом. От чьего лица идет повествование?

(Повествование ведётся от лица бойца, павшего за свободу родины)

Учитель: Почему повествование ведется от имени погибшего воина?

(Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»" (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе.). Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу).

Учитель: Герой погиб. Он исчез бесследно? Как об этом говорит автор?

(Лирический герой, уже после смерти, снова как бы находится среди живых. Он не исчез бесследно. Он невидим, он растворен в природе, в воздухе, которым дышат его соотечественники, оставшиеся жить после его смерти:

Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе...
- Он в земле, по которой они ходят:
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме...
-В облаке ржаной пыли, которую они убирают:
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме…)

Учитель: Твардовский дает возможность через мысли и чувства убитого солдата узнать о поражениях и военных успехах. Читатель мысленно восстанавливает, вспоминает ход Великой Отечественной войны. Какие местоимения использует автор?

(Наш, ваш, мы. С одной стороны, погибший солдат уже отдален смертной чертой от живых и для него они находятся по ту сторону смерти («ваши машины», «ваши спины» и т. д.), но с другой - он не может мыслить себя вне родной земли, вне своих воинов-братьев. Мысленно он с ними, хотя уже не в силах встать рядом. Отсюда: «Наш ли Ржев...», «Удержались ли наши...». Разъединяясь, он тут же объединяется с живыми, хотя и осознает грань между ним и живущими. Чувства и мысли убитого воина как бы «перетекают» в живых, становятся их мыслями и чувствами, а живые сохраняют верность тем движениям души, которые звали на битву погибшего героя).

Учитель: Обвиняет лирический герой кого - то в своей смерти и смерти других?

(Он не винит никого в смерти. Никто не хочет умирать, но война, обстоятельства на войне жестоки. Погибший воин знает, что он умирает, защищая свою землю. Именно потому, что воин отдал жизнь за Родину, слово «родина» становится главным словом в его скорбном монологе: «Мы за родину пали, но она спасена…»)

Учитель: Ребята, есть ли в стихотворении образы-символы?

(Образ матери-родины. Для поэзии Твардовского необычайно характерно исстари быᴛᴏʙавшее в народе представление общности матери и Родины.

Мать - хранительница не только семейных, но и общенародных традиций. Прибрежные травы вырастают до образа матери-родины, сплетающей нескончаемый саван вечной памяти по ушедшим в бессмертие).

IV ЭТАП. Включение изученного в систему знаний

Учитель: Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945 - начале 1946 годов, - первый памятник Неизвестному солдату. По силе воздействия - это поэтический шедевр. Давайте исследуем, какими фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь сильного эмоционального отклика.

Работа в группах. Анализ художественных средств выразительности. Анализ оформляется в таблицы «Исследования поэтической фонетики», «Исследования поэтической лексики», «Исследования поэтического синтаксиса». Результаты исследований озвучиваются по окончании работы. Время работы - 7 минут.

- Какие выводы в ходе исследований сделала каждая группа?

Слово учителя: - Итак, перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора.

Учитель: К кому же в стихотворении обращается погибший воин? Прочитайте его завещание.

(…Я вам жить завещаю,-
Что я больше могу?..
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить…
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина - брата,
Что погиб за нее).

Учитель: Что имеет непреходящую общую ценность и для живых и для павших в боях? (Память и Родина)

Учитель: Какой же урок преподал нам сегодня А.Т.Твардовский? Определим тему и идею его стихотворения.

(Тема стихотворения: память о погибших за свободу Родины. Идея стихотворения: протест против войны, завещание живым: быть счастливыми, служить родине, не забывать погибших)

Учитель: Критик А.Тарасенков говорит так об идее этого стихотворения: «Жизнь вечна, народ вечен, как бы ни были трагичны потери и как бы тяжки не были испытания, - такова идея этого стихотворения».

Учитель. Написанное более 70 лет назад, стихотворение Твардовского звучит и сегодня современно. Оно напоминает о том, что война - это ужас, это горе, это то, что никогда не должно повториться! Мы обязаны помнить обо всех погибших в этой страшной войне. Это авторская позиция. Это должно быть памятью народа, памятью сердца. Это «уважение к минувшему», героическому прошлому. Это обязанность гражданина и патриота беречь Родину.

Читать Эпиграф

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье.
А.Твардовский

Что же делается для того, чтобы сохранить память о тех трагических событиях, память о целом поколении людей, отдавших все ради Победы, отстоявших мир на Земле? Как не допустить переписывания истории?

Все мы знаем, что 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Под руководством Министерства обороны реализуются сайты в интернете - ОБД «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа» и другие, - где увековечена история Великой Отечественной, где увековечены все герои, все погибшие, пропавшие без вести.

(рассказ о сайтах, поисковиках)

Чтят и помнят героев Великой Отечественной не только в России, но и в других странах.

(рассказ о Свече памяти в Израиле)

А на месте Ржевской битвы в настоящее время воздвигнут Мемориал советскому солдату.

(рассказ о Мемориале)

В заключение нашего урока я хочу, чтобы вы еще раз послушали строки стихотворения «Я убит подо Ржевом» в исполнении самого А.Т.Твардовского и песню Михаила Ножкина «Под Ржевом».

V ЭТАП. Домашнее задание

  1. Написать сочинение-рассуждение «Что такое память? Почему важно сохранить память о войне?» (в формате ОГЭ).
  2. Найти стихотворение А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом» в музыкальном исполнении.

Приложение

Список использованной литературы

  1. Ваншенкин К. А.Т.Твардовский "Я убит подо Ржевом": Опыт нового прочтения // Нева. - 1995. - №6. - С. 178-181.
  2. Твардовский А.Т. Я убит подо Ржевом // Твардовский А.Т. Поэмы. Стихи разных лет. - М., 1995. - С.320.
  3. «Урок в современной школе. Литература 5-11 кл.», Волгоград, 2009.
  4. http://litfac.ru/
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/08/11/urok-analiza-stikhotvoreniya-attvardovskogo-ya-ubit-podo
  6. http://rshew-42.narod.ru/