Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему "Захожское (киришское) кружево" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: захожское кружево


Цель: Создать условия для ознакомления детей с народным промыслом малой Родины, с кружевоплетением Киришского района - Захожским кружевом.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать у детей интерес и любознательность о народном промысле малой Родины - кружевоплетении Киришского района.
  • Формировать представление детей о социо-культурных ценностях нашего города - Киришском кружеве и кружевоплетении.

Развивающие:

  • Способствовать обогащению активного словаря детей через знакомство со старинными словами и их значением: коклюшки, вилюшки, кружевница, медвежья лапа, плетешок, завиток.
  • Продолжать развивать связную, грамматически правильную речь, используя в ней старинные слова.
  • Формировать умение доказывать свою точку зрения.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство гордости за Киришских мастериц-умельцев;
  • Формировать интерес к истории кружевоплетения родного края; общению между взрослыми и детьми,
  • Способствовать осознанию, что старшее поколение является носителем житейского опыта, мудрости, мастерства.

Предварительная работа: беседы о кружеве; посещение "Исторического музея г.Кириши"; мастер-класс в Центре "Светелочка"; рассматривание иллюстраций с изображением кружев, изделий из кружева; посещение выставки в ДТЮ изделий киришских кружевниц.

Форма организации: игровая, наглядная, практическая деятельность детей, использование художественного слова и фольклора.

Материалы и оборудование: Магнитофон, авторская компьютерная презентация «Захожское кружево», клубочек, демонстрационный материал, кукла-кружевница, мини-выставка «кружева».

Используемое оборудование для детей: Клей, клеёнки, манная крупа, тряпочки, тарелки (для раздаточного материала) на каждого ребенка, салфетки влажные, массажный мячик «Су-Джок», салфетки 20х20см по кол-ву детей, образцы салфеток.

НОД

Этап № 1. Вводная часть

- Ребята, какое сейчас время года?

- Правильно, зима. Именно зимой происходят чудеса. Сегодня на улице морозно. А у нас в группе тепло и светло от ваших улыбок. Ведь каждая улыбка это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.

Поэтому будем чаще улыбаться и дарить свою радость окружающим.

В. - Ребята, а вы хотите отправиться в волшебное путешествие?

Ответы детей.

В. А поможет нам волшебный клубочек, который приведет нас в волшебное место. Вы, готовы отправиться в путь и узнать, что нас ждет? Тогда закрывайте глазки и говорите: "Раз, два, три клубочек к волшебному месту нас приведи. (играет музыка "в гостях у сказки") Клубочек катится и приводит нас в волшебную избу - мастерскую.

Что я вижу! Что за диво!
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж, захватывает дух!
Посмотрите, эти вещи
Нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты
Древней Русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть на свете
Чудо-люди - мастера.
Появляется кукла - кружевница.

Кукла-кружевница: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я Кружевница, хранительница этого добра. Вы попали в волшебную избу - мастерскую. Как вы думаете, чем я занимаюсь здесь?

Ответы детей.

Кружевница: Зимними долгими вечерами, я плету кружева. Как вы думаете, откуда я беру рисунки для кружева? Рисунки для кружева я беру из самой природы, которой богата наша малая родина. Это красота лесов в разное время года, это морозные узоры на окнах - разноцветные «снежинки». Но, зимние узоры не долговечны. Пригреет теплое солнышко, подует ветер - и нет их. А вот на этих изделиях ажурная красота никуда не исчезает, остается навечно.

Ребята, а вы хотите узнать, откуда появилось кружево?

Ответы детей. Тогда слушайте:

Дети слушают рассказ Кружевницы и смотрят презентацию.

Этап № 2 Основная часть

Слайд 2.

Давным-давно, по реке Волхов, на берегу которого сейчас стоит город Кириши, проходил большой торговый путь «Из варяг в греки» . Пока лоцманы и бурлаки преодолевали Пчевские пороги, помогая судам проходить по руслу реки, их жены находились в укромном местечке Захожье, скрытом от чужих глаз густыми лесами. Именно здесь и зародилось захожское кружевоплетение с особой обережной символикой.

Слайд 4

По легенде, плести кружево женщин Захожья в конце XVIII века научили приезжие вологодские крестьянки, чьи мужья в Мотохове строили каменную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, кружево в то время плели и мужчины, и женщины. Эта работа была трудоемкой, но достаточно прибыльной. В конце XIX века кружево использовалось в одежде горожан - мастерицы плели пальто, платья, занавеси, свадебные полотенца, шарфы, косынки.

Слайд 10

Кружевница, мастерица,
Что ей темной ночкой сниться,
Сниться ей леночек в поле,
К солнцу вверх растет на воле
Где цветочки голубые,
Нити тянуться льняные.

Кружевница: Из чего плели кружева?

Нитки кружевницы применяли льняные и хлопчатобумажные, но предпочитались мастерицами льняные нитки, так как со временем изделие приобретало серебристый цвет.

Вы знаете, чем плетутся кружева? Кружева можно сплести с помощью коклюшек.

Слайд 7

В деревнях Дуняково и Мотохово жили мастера - Николай Звездин, Михаил Дунаев, Пётр Красухин которые изготавливали «палочки» для плетения. Местные жители называли их коклюшками. Точили палочки из берёзы или ольхи. Захожские коклюшки имели длину от 12 до 15 см, диаметром от 1 до 1,5 см, так как ладони у кружевниц были разные. Делали палочки и ещё меньше, ибо девочек начинали обучать кружевоплетению с 5-6 лет.

И в наше время кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки. Коклюшки - это круглые деревянные палочки. Мастерицы быстро и ловко перебрасывают коклюшки из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и получается прекрасный кружевной узор. Для своих работ мастерицы использовали элементы кружев: «плетешок», «медвежья лапа», «вилюшка». Эти элементы мы можем увидеть в киришском (захожском) кружеве.

Слайд 8

Для плетения кружев мастера использовали валик, по местному названию «клубок», который туго набивали сеном в грубую наволочку, а сверху обёртывали белой наволочкой потоньше.

«Клубок» для устойчивости клали в берестяное лукошко, а уже в более позднее время в козел для кружевоплетения.

Кружевница: Как вы думаете, как можно было использовать кружево? Ответы детей.

Кружевами с давних времен украшали жилище, скатерти, салфетки, постельное белье, одежду. Посмотрите, какие изделия, есть в волшебной мастерской.

Дети рассматривают изделия из кружева.

Эти изделия мастерицы плели с большой любовью, передавая свою любовь к родному краю.

Но и в наше время не прошла любовь к кружеву.

Слайд 18

Киришское кружевоплетение не умерло. В начале 2000-х во Дворце детского и юношеского творчества имени Л.Н.Маклаковой открылась мастерская по кружевоплетению под руководством Марины Васильевны Павловой. В этом ей помогали её дочери - Мария и Ульяна и племянницы - Кира и Ксения.

Киришское кружево является брендом Ленинградской области. Ежегодно в г.Кириши проводится Международный открытый конкурс профессионального мастерства по коклюшечному кружевоплетению "Киришский сувенир".

Слайд 21

В наше время, в городе Кириши Ленинградской области, открыт Культурно-исторический центр ремесел (Светёлочка), в котором организован музей Захожского кружева под руководством Киричковой Ольги Михайловны. И поныне там собираются Захожские мастерицы под руководством Елены Гордеевой. В 2018 году, после прохождения курса по кружевоплетению у потомственной захожской кружевницы Маховой Евгении Сергеевны, кружевницы решили объединиться в артель, в которую вошли: Галина Сливкина-Бальцевич, Светлана Зернова, Татьяна Сулиман.

Кружевница: Понравился вам мой рассказ? А теперь я приглашаю вас пройти в мастерскую, где вы попробуете сотворить свой узор кружева, который вы сможете подарить своим родным.

Этап № 3. Продуктивная деятельность

Кружевница: Как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом - с помощью манной крупы. Посмотрите, на ваших столах лежат заготовки салфеток. Их мы и будем украшать. (Кукла-кружевница показывает два-три образца, дети рассматривают элементы, их расположение.)

Какие элементы вы узнали на салфетках?

Правильно. Молодцы.

А рисовать вы будете клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии - тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги.

Кружевница: С чего нужно начинать работу?

Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?

Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Работу лучше начать из центра. Все запомнили?

Но прежде надо пальчики согреть.

Пальчиковая гимнастика с использование массажного мячика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

Кружевница: Приступайте, пожалуйста, к работе; ваша задача - сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.

Играет музыка. Кружевница ведет индивидуальную работу.

Самостоятельная работа детей.

Этап №4. Заключительная часть

Кружевница: Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища?

Рассказы детей.

Кружевница прощается с детьми.

В. Ты клубочек наш волшебный приведи нас обратно в наш д/сад. Раз, два, три ты клубочек нас веди. Вот мы и вернулись обратно.
Задает вопросы

В. Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вам запомнилось?

  • Что использовали кружевницы для плетения?
  • Какие элементы в кружеве использовали мастерицы?
  • Где зародилось кружево? Почему называют Захожским кружевом?
  • Для чего можно использовать кружева?

Различные варианты ответов детей.

- Что вы узнали нового?

- А за что бы каждый из вас себя мог бы похвалить?

Информационные ресурсы

  1. Картинки для презентации - http://www.yandex.ru/
  2. Музыка - http://muzofon.com/